Как выбрать гостиницу для кошек
14 декабря, 2021
Глава департамента ВИЭ «РусГидро» Павел Понкратьев поведал banksolar.ru о своём видении перспектив развития другой энергетики в Рф, дилеммах и задачках системы муниципального стимулирования и стратегии «РусГидро» на формирующемся рынке.
На Ваш взор, на сегодня, без системы гос поддержки, могут ли какие-либо проекты в сфере возобновляемой энергетики быть конкурентоспособными?
Нынешний уровень развития технологий позволяет развивать ВИЭ в так именуемых изолированных зонах. Это определяется сложившейся конъюнктурой цен в изолированных районах, которая, в свою очередь, определяется способностями дизельной генерации. Себестоимость 1 кВт·ч электроэнергии даже на самых современных дизельных электрических станциях сейчас составляет около 10 руб. Комбинированное внедрение ветровой генерации либо малых ГЭС вместе с дизельными электрическими станциями позволяет понизить себестоимость 1 кВт·ч до 5-6 руб. Таким макаром, без учёта вкладывательной составляющей, мы уже на данный момент можем получить понижение себестоимости кВт·ч вдвое в этих регионах. Это уже является серьёзным экономическим стимулом для понижения нагрузки на федеральный, региональные и городские бюджеты, которые обязаны субсидировать дизельную генерацию, устанавливая стоимость 2-4 руб. за кВт·ч для населения, и северный завоз дизельного горючего в целом.
2-ая ниша экономически оправданного использования ВИЭ на сегодня – генерация на базе отходов ЦБК и в целом лесопромышленного комплекса. С учётом того, что большая часть компаний отрасли не находятся в зоне наибольшей сетевой доступности, внедрение технологий переработки отходов (либо перевод уже имеющихся генерирующих мощностей на опилки, щепу, биогаз, пеллеты) даёт также серьёзное экономическое преимущество. Нужно сказать, что процесс развития биотехнологий в энергетике интенсивно идёт с конца 1980 гг. и многие предприятия уже на данный момент употребляют свои отходы для генерации тепла, а в отдельных случаях и электроэнергии.
Мутновская ГеоЭс
А после внедрения системы надбавок к стоимости оптового рынка, какие направления развития ВИЭ станут более многообещающими? Всё равно экономический эффект остается более значимым в уже обозначенных нишах, либо условия для различных видов генерации приблизительно выровняются?
Нужно осознавать, что обозначенные ниши всё же являются очень узенькими, и концентрация на этих проектах не позволяет развивать крупную сетевую генерацию за которой, непременно, будущее. Наибольший заказ на генераторы, ветротурбины, генераторы для малых ГЭС, солнечные ФЭС может быть достигнут только когда мы перебегаем к понятию всеохватывающих сетевых проектов, использующих ВИЭ. Потому перспектива, непременно, за сетевой генерацией на базе ВИЭ, и предстоящее развитие технологий будет в главном нацелено на развитие сетевых комплексов. Но сейчас самым значимым препятствием реализации таких проектов и развития таких технологий является отсутствие экономических стимулов. Сейчас стоимость кВт·ч таковой генерации существенно превосходит стоимость той электроэнергии, которая продаётся на оптовом рынке. Для этих целей и подразумевается применение так именуемой системы надбавок и введение компенсации за техническое присоединение, данные нормы поддержки закреплены ФЗ-35 «Об электроэнергетике».
Децентрализованной генерации на базе ВИЭ в таком случае не нужна муниципальная поддержка? В законодательных проектах не предусматривается никаких преференция для таковой генерации. Это оправдано, на Ваш взор?
Да, вправду, Федеральный закон № 35 «Об электроэнергетике» в основном регулирует развитие ВИЭ на оптовом рынке, а, соответственно, и генераторов на оптовом рынке. Но необходимо осознавать, что внедрение децентрализованных ВИЭ – это в основном потребность страны, чем бизнеса, по причинам о которых я гласил выше, но бизнес непременно пойдёт в этот сектор как будут сформированы прозрачные и постоянные правила формирования и использования экономического эффекта от уменьшения употребления горючего. Вот ещё одна цифра – композиция ветровой электростанции и дизельного генератора позволяет понизить потребление дизельного горючего на 30-50%. Таким макаром, за счёт понижения топливной составляющей таковой проект окупается за 5 лет, а нагрузка на бюджет миниатюризируется. Но есть и препятствия – северный завоз затрагивает и интересы, и ответственность за надёжность энергообеспечения местной исполнительной власти и региональных энергетических компаний. Таким инициативам нужна серьёзная поддержка на федеральном уровне, также финансовая помощь, потому что сооружение ВЭС в изолированных зонах обходится дороже как минимум в полтора раза. Поддержка этих проектов уместна в рамках мотивированных программ, разрабатываемых Министерством Регионального развития, но таких программ на сегодня нет, нет понятных инструментов реализации таких программ, нет и производителей нужного оборудования, так как реально не сформирован рынок этих технологий, нет серийных заказов. И для сетевой и для децентрализованной генерации существует схожая неувязка – нет рынка, нет заказов, нет сформированных чётких целей. Сформирована государственная задачка – 4,5% общей выработки электронной энергии в 2020 г. должно быть обеспечено за счёт использования ВИЭ. Но нет головного – за счёт каких видов ВИЭ и в какие промежные периоды это будет достигаться. Формирование такового документа на уровне Минэнерго сформирует потребности Страны и даст нужный сигнал бизнес обществу. Следующее принятие Правительством РФ пакета нормативно-правовых актов по поддержке развития генерации с внедрением ВИЭ создаст подходящий вкладывательный климат – тогда пойдёт и трансферт технологий, и разработка и выпуск российского оборудования, и реализация государственной задачки – 4,5%.
Кислогубская ПЭС
Существует ли осознание этих заморочек на уровне Гос Думы, Правительства РФ и Министерства энергетики? Осознаёт ли правительство выгоды от внедрения использования ВИЭ?
Полностью разумеется, что сейчас есть определённый уровень непонимания со стороны этих муниципальных институтов. Это может быть связано с недостаточной информированностью по данной теме как населения, так и императивных кругов. Ведь развитие ВИЭ – это не только лишь установка новых генерирующих мощностей, да и всеохватывающее развитие материаловедения, энергетического машиностроения, научно-образовательной базы. Синергетический эффект приводит и к созданию занятости, и к экономическому росту, и к развитию таких научных и инженерных направлений как физика твёрдого тела, полупроводники, хим технологии, разработка и постановка на создание редукторов, генераторов, накопителей энергии, композитных материалов, не имеющих развитых российских серийных технологий. Правительство должно быть готово к затратам из бюджета, понимая, что они принесут ещё больший экономический эффект, а то и новый виток технологического развития. Не считая того это возможность удержать «мозги». Наилучшие выпускники МФТИ, МГУ, МГТУ сейчас обязаны уезжать за предел, чтоб реализоваться.
Не считая того на рубеже 2025-2030 гг. весь мир и, а именно Наша родина как главный игрок на рынке энергоресурсов, столкнётся с тем, что все углеводороды будут употребляться исключительно в хим, нефтеперерабатывающей и нефтехимической индустрии для производства моторных топлив и полимерных материалов. Причина обычная – ресурсная дефицитность, а генерация из их тепла и электроэнергии станет невыгодной и по экономической причине и по ресурсным ограничениям. Нужно уже на данный момент начинать готовиться к этим кардинальным изменениям в энергетике, необходимо иметь технологические заделы и серийное создание оборудования для использования ВИЭ. Принципиально отметить и то что развитие использования ВИЭ не находится в прямой конкуренции с атомной энергетикой и есть составная часть общей энергетики, и является важным компонентом энергоэффективности экономики в целом и электроэнергетики а именно.
Остановимся поподробнее на системе муниципальных стимулов. Предположительно размер прибавки будет пересматриваться раз в год для регулирования рынка? Поведайте поподробнее, как будет работать эта система.
В Постановлении Правительства РФ N426 от 3 июня 2008 г. «О квалификации генерирующего объекта на базе возобновляемых источников энергии» заложена квалификация физического генератора, а не юридического лица, установившего этот генератор, как функционирующего на базе ВИЭ. Благодаря этой системе, размер прибавки для каждого генератора и срок её деяния будет зависеть от года, в каком проведена процедура квалификации. А для новых объектов размер прибавки будет пересматриваться год от года – это обычная практика. Таким макаром, изменение размера прибавки позволяет Министерству энергетики регулировать рынок, и в тоже время система квалификации физического генератора позволяет инвестору иметь достаточный вкладывательный горизонт для планирования валютных потоков.
Законодательством также предвидено присутствие страны на рынке средством регулятора – НП Совета рынка, Федеральной службы по тарифам, муниципальных компаний сектора энергетики, а это серьёзные и экономические и административные рычаги развития генерации на базе ВИЭ.
Контуры будущей системы поддержки, таким макаром, уже сформированы; в чём же тогда предпосылки неспешного возникновения нормативно-правовых актов, регулирующих рынок ВИЭ?
Во-1-х, это неувязка непонимания, о которой мы гласили. Во-2-х, это конкретные предпосылки: недоразвитость машиностроения; опасение, что система надбавок ухудшит нагрузку на потребителей электроэнергии. Хотя последний фактор не настолько существенен, как может показаться. При достижении мотивированных характеристик к 2020 г. стоимость электроэнергии за счёт надбавок вырастет на 7,5%, либо 35 коп. при стоимости 5-6 руб. за кВт·ч в 2020 г. А в 2010 г. при достижении показателя 1,5% от генерации эта прибавка составит всего 3 коп. Сейчас мы теряем еще больше – у нас колоссальные утраты в сетях, а установка ВЭС на консолях ЛЭП может уменьшить технологические утраты на 5-7%.
Недочетом формирующейся системы гос поддержки, на наш взор, является невзаимосвязанное развитие программки увеличения энергоэффективности и сбережения энергии и развития ВИЭ (в ЕС и США, к примеру, эти программки реализуются комплексно). Что Вы думаете по этому поводу?
Согласен. У нас почему-либо обособили эти направления, хотя развитие ВИЭ является неотъемлемой частью программки увеличения энергоэффективности. Более того в самом ФЗ №35 «Об электроэнергетике» вводится понятие энергоэффективности как соотношение полного количества произведённой электроэнергии к количеству произведённой электроэнергии из невозобновляемых источников. Другими словами чем выше коэффициент, тем электроэнергетика более энергоэффективна. Но этот показатель почему-либо никто не употребляет, хотя мысль законодателей, заложенная в законе, по собственной сущности революционна. Для РФ этот показатель составляет 1,2-1,25, для Нидерландов, к примеру, добивается 2, а для Норвегии более 10, при абсолютной углеводородной достаточности, ни 1-го м? газа не сжигается на ТЭЦ – всё идёт в нефтехимию и на экспорт. Энергоэффективность и генерация на базе ВИЭ – это общие составляющие инноваторского пути развития экономики РФ.
banksolar.ru выражает свою признательность П.А. Понкратьеву за предоставленную информацию и интервью
Артём Чуриков
Географический факультет МГУ