Киотский протокол, 2-ой период обязанностей: опасности и выгоды для ТЭК Рф

Киотский протокол, 2-ой период обязанностей: опасности и выгоды для ТЭК РфНачало 2009 г. отмечено необычным переговорным «марафоном» по т.н. Второму периоду обязанностей в рамках Киотского протокола. Будущий режим дискуссируется как в обычных рамках ООН, так и в рамках «Большой Восьмерки» и других официальных и полуофициальных форматах. Твердость переговоров, их темп и сложность беспримерны за всю историю переговорного процесса по этой теме. Окончание «марафона» планируется в декабре 2009 г. в Копенгагене на Конференции ООН в области климата, что уже само по себе провоцирует стрессовость, так как конфликт интересов меж участниками переговоров не урегулирован и перспектив глобального консенсуса пока не видно.

Ставки и игроки

Связано это сначала с общим пониманием того факта, что выбросы парниковых газов (ПГ) в государственном масштабе прямо коррелируют с масштабами экономики. Право на повышение выбросов значит право на экономическое развитие. Потому любая страна на этих переговорах борется, как минимум, за право не попасть под неблагоприятные для нее ограничения на выбросы, как максимум – достигнуть таких ограничений для собственных соперников.

Действующий на сей день режим Киотского протокола вводит эти ограничения только для государств, принявших на себя абсолютные количественные обязательства, зафиксированные в т.н. Приложении В к Протоколу. К ним относятся Наша родина, страны ЕС, некие страны Восточной Европы, Япония, Австралия и Канада. В согласовании с Протоколом, в период с 2008 г. по 2012 г. среднегодовой объем выбросов парниковых газов (к которым относятся двуокиси углерода, метана, закиси азота, также заменители фреона) по сопоставлению с 1990 г. должен снизиться соответственно:
• для государств ЕС – на 8%;
• для США и Канады – на 6%;
• для государств Восточной Европы – на 6%;
• для Стране восходящего солнца – на 6%;
• для Рф – на 0%.

США, вошедшие в этот перечень, от ратификации Протокола отказались и потому находятся вне режима обязанностей. Что касается Китая, Индии, Бразилии и других развивающихся государств, фаворитных в последние годы по темпам роста выбросов, то количественные обязательства Протокола на их не распространяются.

Посреди пользующихся льготным режимом есть и страны с высочайшим уровнем развития – Южная Корея, Израиль, Саудовская Аравия, Аргентина и др. Они приметно превосходят по ВВП на душу населения Россию, Польшу, Украину и некие другие страны, вошедшие в режим обязанностей. Все это дает основания профессионалам считать Киотский протокол несправедливой конструкцией, основанной на неадекватном рассредотачивании обязанностей меж странами.

Несбалансированность Протокола проявляется и в рассредотачивании денежных стимулов за сокращение выбросов – они практически стопроцентно нацелены на развивающиеся страны и Китай в рамках т.н. «проектов незапятнанного развития» (ст. 12 Протокола). Эта статья позволяет данной группе государств получать значимые доходы за сокращение выбросов ПГ в отдельных проектах при их общем росте в масштабах государств. Тем стимулируются не абсолютные, а относительные сокращения выбросов, что почти во всем лишает Протокол смысла.

Все эти моменты, понятные еще на стадии подписания Протокола в 1997 г., ухудшились за прошедшее десятилетие. За этот период времени Китай и развивающиеся страны достигнули глобального лидерства по объемам выбросов ПГ, обогнав по этому показателю как продвинутые страны, так и страны с переходной экономикой. Тем Протокол стал совсем неадекватен собственной главной задачке – стабилизации и сокращению глобальных выбросов ПГ.

Потенциальные доходы

Ратификация Россией Киотского протокола, при всех его недочетах, была обусловлена тем, что на т.н. 1-ый период обязанностей (2008-2012 гг.) для Рф не было рисков невыполнения обязанностей. По обязанностям на этот период выбросы в Рф не должны превосходить уровень 1990 г.; меж тем из-за экономического кризиса 1990-х гг. они снизились в эти годы до 65% от базисного уровня. Рост экономики, начавшийся с 1999 г. и прерванный начавшимся прошлой осенью кризисом, может, по имеющимся прогнозам, привести к превышению уровня 1990 г. не ранее 2015-2018 гг.

Тем предполагалось, что опасности ограничений на экономическое развитие для Рф в рамках Протокола появятся только после 2012 г. Эти суждения были учтены в формулировке закона ФЗ-128 от 04.11.2004 г. о ратификации Киотского протокола, в какой напрямую говорится о том, что позиция Рф по отношению к Протоколу на период после 2012 г. может быть пересмотрена.

Не считая этого, роль Рф в Первом периоде мотивировалось возможными доходами от углеродного рынка, сначала в рамках проектов совместного воплощения (СО), дававшими русским компаниям продавать сокращения выбросов, образующиеся в рамках проектов модернизации оборудования. Для русского ТЭК появилась возможность получать дополнительные доходы от проектов энергоэффективности, модернизации генерирующего оборудования в энергетике, утилизации попутных газов в нефтяной индустрии и др. Эти способности отлично понимаются управлением страны, а именно, Президентом Д.А. Медведевым, отмечавшим 14 февраля 2008 г.: «Если мы вписались (в Киотский протокол), то должны получить по максимуму достоинства, которые причитаются».

К огорчению, это осознание трудности на высшем уровне никак не подкрепляется адекватными действиями министерств и ведомств, перед которыми была еще в 2005 г. поставлена задачка создать государственный порядок регулирования проектов СО. Работа эта затянулась на рекордный срок – пару лет – и до конца не завершена до сего времени. Это перекрывает русским корпорациям доступ к «Киотскому» финансированию, невзирая на большой потенциал схожих проектов – наибольший в мире, по оценкам ЮНКТАД.

Все же, работа по проектам СО у нас ведется: в текущее время в Рф в разной степени разработанности имеется более 150 проектов СО с общим объемом продаваемых сокращений порядка 200 млн т СО2-эквивалента (возможный объем финансирования – 3-4 миллиардов долл.). К более активным в этой области корпорациям ТЭК можно отнести Группу «ЛУКОЙЛ» (включая компанию «РИТЭК»), НК «Роснефть», структуры ОАО «Межрегионгаз». Большая работа ведется тут Союзом Нефтегазопромышленников Рф, под эгидой которого действует программка «Киото-Нефтегаз»; участниками Программки являются ОАО «Сибур-Холдинг», ОАО «ТНК-ВР», ОАО «ИТЕРА», ОАО «Татнефть» и другие компании. Ведется разработка документации в формате проектов СО, валидация проектов независящими валидаторами в согласовании с международными требованиями. Но пока ни один из русских проектов СО не может повытрепываться наличием у него государственного одобрения, без которого получить международное финансирование нереально. В имеющейся ситуации шансы на получение государственного одобрения у русских проектов невелики в силу последующих обстоятельств:
1. В действующем порядке регулирования этих проектов (утвержденном Постановлением Правительства РФ № 332 от 28.05.2007 г.) не проработаны возможности Правительства РФ в области утверждения (муниципального одобрения) проектов СО, включая функцию утверждения проектов, права Правительства РФ на собственное мировоззрение при утверждении проектов и права в области каждогоднего утверждения результатов проектов. Без этого компонента система регулирования проектов СО в Рф является неполной и не до конца законной.
2. Та часть системы одобрения, которая может считаться проработанной (прямо до уровня МВК по проектам СО) является максимально сложной для прохождения, в силу:
— уникальной по трудности 5-ступенчатой процедуры рассмотрения подаваемых заявителями проектных заявок (включающая этапы «МЭР – Отраслевые ведомства (в т.ч. и непрофильные) – МЭР – Экспертный Совет при МВК – МВК (при МЭР)»). Такая система не имеет аналогов в мире (в других странах одобрение идет по принципу «в одно окно»);
— наличия такового необычного в мировой практике барьера как собственные (МЭРовские) аспекты эффективности при рассмотрении проекта на предмет одобрения. Следует особо отметить, что введя данную норму МЭР до сего времени так и не удосужился создать эти аспекты по многим типам проектов, что застопорило рассмотрение скопившихся в МЭР проектных заявок.
— лимитов, введенных приказом МЭРТ № 422 от 30.11.2007 г. на роль отраслей экономики в реализации сокращений выбросов в рамках проектов СО. Это рассредотачивание является фактическим запретом на роль русской индустрии в проектах СО, так как при общем лимите в 300 млн т СО2 индустрии выделено всего 25 млн т.

В конечном итоге можно прийти к выводу об отсутствии в Рф работоспособной системы регулирования проектов СО и о неспособности имеющихся структур в реальные сроки обеспечить прохождение русских проектов СО до уровня «товарных единиц» (прошедших все стадии одобрения). Русские предприятия, на самом деле, лишены способности получить «Киотское» финансирование хотя бы по уже приготовленным проектам. В критериях промышленного спада в продвинутых странах и падения спроса на сокращения выбросов на рынке начали наблюдаться отказы покупателей от русских проектов. Еще 2-3 месяца затяжек – и отказы могут стать массовыми, поставив окончательный крест на планах Правительства по вербованию сколько-либо масштабных доходов в Россию по полосы проектов СО.

Киотский протокол, 2-ой период обязанностей: опасности и выгоды для ТЭК Рф

Киотский протокол, 2-ой период обязанностей: опасности и выгоды для ТЭК Рф

С.А. Рогинко
Советник Президента Союза нефтегазопромышленников Рф