Финансирование госпрограммы по сбережению энергии за счет госбюджета сокращено

30 апреля 2010 г. проект разработанной Минэнерго госпрограммы сбережения энергии и увеличения энергоэффективности до 2020 г. был передан на согласование в Минфин. Финансирование программки федеральным бюджетом в Минфине сокращено в 3 раза; из стимулов, предусмотренных законом «Об сбережении энергии» для энергоэффективных компаний, предусмотрен только один – государственное гарантирование кредитов на реализацию энергосберегающих проектов.

Начальная цена 10-летней программки без учета развития возобновляемой энергетики оценивалась Минэнерго в 10,5 трлн руб., из их 840 миллиардов руб. до 2020 г. предполагалось профинансировать из федерального бюджета, 950 миллиардов руб. – из бюджетов субъектов РФ. Последние договоренности с Минфином подразумевают сокращение федерального финансирования мероприятий по энергоэффективности в 3 раза – до наименее 300 миллиардов руб. При всем этом общая цена программки не поменяется. Подразумевается, что сокращение инвестиций компенсирует рынок.

Сразу с этим муниципальные стимулы, которые подразумевает закон (применение повышающих коэффициентов к норме амортизации, вкладывательный налоговый кредит, возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов в области сбережения энергии) Минфин предоставить не готов. Правительство может дать только госгарантии по кредитам на реализацию энергосберегающих проектов. Очередной инструмент госстимулирования, на который готово правительство, – заключение мотивированных соглашений увеличения энергоэффективности меж компаниями и правительством. В рамках этих соглашений могут устанавливаться мотивированные характеристики сбережения энергии и увеличения энергоэффективности и фискальные стимулы, в том числе относящиеся к налогообложению. Федеральных субсидий регионам и муниципалитетам также не предвидится.