Как выбрать гостиницу для кошек
14 декабря, 2021
Принятые 5 февраля 2010 г. Правительством РФ поправки к ПП № 426 «О квалификации генерирующего объекта на базе возобновляемых источников энергии» вызвали разноплановую реакцию участников рынка. А именно, поправки подразумевают, что только генератор, включенный в Генеральную схему, может быть квалифицирован и иметь право на получение надбавок к стоимости оптового рынка.
Напомним, что в принятую в 2006 г. «Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2020 года» включены только 2 электростанции, функционирующие на базе ВИЭ – Мезенская ПЭС в Архангельской области и Тугурская ПЭС в Хабаровском крае, проектируемые «РусГидро».
В связи со понижением объема энергопотребления и принятием программки увеличения энергоэффективности русской экономики, сейчас ведется разработка скорректированной Генсхемы. По словам генерального директора АПБЭ, Игоря Кожуховского, в новейшей Генсхеме толика электроэнергии, произведенной с внедрением ВИЭ, будет значительно увеличена по сопоставлению как с имеющейся Генеральной схемой, так и с мотивированными показателями, установленными Правительством РФ.
Заинтригованность властей в развитии возобновляемой энергетики не отменяет административных барьеров, которые создаются с принятием поправок к ПП № 426 от 3 июня 2008 г. «О квалификации генерирующего объекта на базе возобновляемых источников энергии». Также озабоченность участников рынка вызывает срыв сроков возникновения проектов законодательных актов, предусмотренных ПП № 1166-р от 16 августа 2009 г.
Свою оценку сложившейся ситуации отдал один из ведущих профессионалов в области законодательства в сфере возобновляемой энергетики, вице-президент Русской ассоциации ветроиндустрии Анатолий Копылов.
Фото: РАВИ
banksolar.ru: Для каких целей, на Ваш взор, изменяются правила квалификации генерирующего объекта, функционирующего на базе использования ВИЭ?
А.Е.Копылов: Мне трудно отвечать за Минэнерго РФ, но они издавна желали поменять постановление о квалификации. Формальным основанием для принятия такового решения могло быть условие, зафиксированное в Федеральном законе от 04.11.2007 № 250-ФЗ, что правительство должно установить «…правила, аспекты и порядок квалификации генерирующего объекта, функционирующего на базе использования ВИЭ, как соответственного мотивированным показателям, установленным в согласовании с основными направлениями гос политики …».
Другими словами формально Минэнерго должно было бы инспектировать «соответствует ли данный определенный генератор мотивированным показателям гос политики». Можно сказать, что госполитика уже была сформулирована в Распоряжении правительства от 08.01.09 № 1-р «Главные направления гос политики в сфере увеличения энергетической эффективности электроэнергетики на базе использования возобновляемых источников энергии на период до 2020 года», которое установило, а именно, цели по доле ВИЭ в балансе на 2010 г. – 1,5%а; 2015 г. – 2,5% и в 2020 г. – 4,5%.
В постановлении правительства от 5 февраля 2010 г. N 58 идет речь о «схеме размещения генерирующих объектов электроэнергетики на базе использования возобновляемых источников энергии на местности Русской Федерации». Судя по наименованию, это не уже принятая в 2006 г. Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики, а другая, самостоятельная схема, которая должна быть разработана и утверждена Министерством энергетики.
Неувязка также заключается в том, что правительство ничего не произнесло, как и на базе каких технологий приведенные выше числа будут достигаться. Также понятно, что мотивированные характеристики 2010 г. достигнуты не будут, и никакого прироста в половину процентного пт правительство с момента принятия закона и упомянутого распоряжения правительства не получит. Также неясно, каким образом будут сопоставляться объявленные планы некоторых инвесторов на ввод объектов генерации на базе ВИЭ в, к примеру, 2013 г. с показателем 2,5%, но на 2015 г. Ведь другого документа правительства либо Минэнерго РФ, детализирующего эти планы и их мотивированные характеристики по технологиям и срокам нет.
А что произойдет, если генератор приходит в Минэнерго, а ему объявляют, что на основании уже принятых плановых заявок других инвесторов на надлежащие годы обозначенные мотивированные характеристики «достигнуты» (в кавычках это утверждение поэтому, что только по факту можно будет вправду установить, соответствуют ли эти генераторы мотивированным показателям либо нет). Этот инвестор уходит, а другие, заявки которых были приняты, передумали и ничего не ввели. Первого уже никто не догонит, не переуговорит… Ну и ответственности за невыполнение объявленных планов никакой не может быть.
По-видимому, Минэнерго желает «лучше» держать под контролем процесс регистрации и квалификации генераторов, привязывая их к схеме размещения генерирующих объектов электроэнергетики на базе ВИЭ, которую должно будет создать и «вести» министерство. Пока этой программки нет, как мне понятно, нет и поручений по ее разработке, неясно, как она будет разрабатываться и кем, на базе какой методологии. Потому пока Минэнерго нечего утверждать и, как следует, раз нет утвержденной схемы, то никакой квалификации проводиться не может.
С моей точки зрения, министерство избрало для решения задачки контроля соответствия вводимых мощностей генерации мотивированным показателям не самый действенный метод, который, к тому же не может гарантировать заслуги этих мотивированных характеристик.
Известны два базисных метода стимулирования использования ВИЭ в стране. Или вы фиксируете экономические условия ее производства, тогда и объемы складываются зависимо от уровня стимулирования и сроков. Или вы фиксируете объемы производства энергии, тогда и «стоимость» ее производства будет результатом деяния рыночных критерий. В русской системе стимулирования производства энергии на базе ВИЭ, принятой в рамках федерального закона от 4 ноября 2007 г. № 250-ФЗ, принята схема фиксации экономических критерий производства таковой энергии в виде фиксированных надбавок к рыночной стоимости энергии. Потому одновременное установление объемов производства и критерий производства какого-нибудь продукта есть ни что другое как «Госплан» с уже известным и испытанным на практике результатом.
Разумеется, что ни один из генерирующих объектов не сумеет пользоваться мерами поддержки, пока он не появится на упоминавшейся схеме размещения генерирующих объектов электроэнергетики на базе использования возобновляемых источников. Мне понятно, что в текущее время дискуссируется мысль начала процедуры выпуска сертификатов возобновляемой энергии для отработки системы и ее пуска в предстоящем. Понятно, что никакого пуска не будет, т.к. нет схемы размещения генерирующих объектов электроэнергетики на базе использования возобновляемых источников энергии на местности Русской Федерации, как следует, нет ее утверждения Министерством энергетики Русской Федерации. Как следует, все останавливается! Потому беспристрастно это решение идет в ущерб политике поддержки государством развития энергетики на базе ВИЭ.
banksolar.ru: Не создаст ли принятие поправок к ПП № 426 дополнительных административных барьеров для генераторов на базе ВИЭ?
А.Е.Копылов: Новые решения сделают функцию квалификации более сложной и накладной для генераторов. И хотя вначале Минэнерго РФ, вероятнее всего, имело в виду задачку действенного прогнозирования и управления процессом заслуги мотивированных характеристик, на практике этого ничего не будет. Для малых генераторов процедура квалификации станет просто невозможной, т.к. никаких оговорок о малой генерации ВИЭ нет, и они будут обязаны проходить ту же функцию, что и большие компании и объекты отрасли.
banksolar.ru: В какие сроки, на Ваш взор, могут быть совсем утверждены размеры и сроки деяния надбавок?
А.Е.Копылов: Никакого представления ни у кого нет. Минэнерго уже пропустило два установленных срока по подготовке этого и неких других подзаконных актов. Просит снова перенести срок. Ясно, что пока не будет надбавок, не будет никакого прогресса по ВИЭ в Рф. И ничего не считая сожаления и раздражения это уже не вызывает.
Артем Чуриков
banksolar.ru выражает свою признательность А.Е. Копылову за предоставленное интервью