Как выбрать гостиницу для кошек
14 декабря, 2021
Преобразователи энергии солнечного излучения зарекомендовали себя как надежные и эффективные источники электроэнергии, например, на борту космических аппаратов, как датчики информации о спектральном составе и направлении солнечных лучей, как простые и безотказные элементы систем автоматики и ориентации летательных аппаратов.
Преобразователи солнечной энергии могут широко использоваться не только в системах малой автономной энергетики и автоматики, но и в повседневном быту и в промышленной энергетике. Создание и успешная опытная эксплуатация первых домов с солнечным отоплением и кондиционированием, применение фотогенераторов для питания радиоприемников, телевизионных установок, радиостанций, маяков, речных и морских буев, интересные и вполне осуществимые проекты больших солпечных электростанций, использующих как солнечные теплоэнергетические, так и фотоэлектрические преобразователи — несомненные свидетельства больших перспектив солнечной энергетики [2, 7, 11, 16, 206-211].
Большую роль в обеспечении высокого КПД и длительного срока службы солнечных батарей в космосе и систем автономной малой энергетики на Земле сыграли оптимизированные селективные оптические поверхности и покрытия. Еще большее значение будут иметь эти элементы преобразователей солнечной энергии в будущем. Напомним лишь два примера из многих, приведенных в книге: с помощью селективных покрытий с высоким отношением интегральных оптических коэффициентов а,/е можно получить эффективность поверхности, превышающую 90% (см. главу 3); прозрачные в солнечной и белые в инфракрасной области селективные покрытия позволили создать фототермопреобразователп, преобразующие солпечпое излучение одновременно в электрическую и тепловую энергию с суммарным КПД, достигающим 7й — 80% (см. главу 4).
Очень важным для широкого развития солнечной энергетики является удешевление используемых материалов, разработка автоматизированной технологии производства, увеличение срока службы гелиоустановок в разнообразных климатических условиях
Все эти требования в полной мере относятся и к селективным покрытиям оптических поверхностей преобразователей солнечной энергии.
Разработка кремниевых фотоэлементов с селективной приемной поверхностью (высокое отношение ас/е) и низким последовательным сопротивлением [212], успешные испытания вакууми — рованной конструкции коллектора солнечной радиации, в котором солнечные элементы будут надежно защищены от окружающей среды [213], говорят о реальной возможности создания в ближайшем будущем фототермических солнечных установок для эффективного преобразования одновременно в электрическую и тепловую энергию как однократного, так и концентрированного солнечного излучения в самых неблагоприятных климатических условиях.
Проведенные теоретические и экспериментальные исследования, разработанные простые и хорошо воспроизводимые приемы создания селективных поверхностей, легко поддающиеся автоматизации, возможность получения покрытий, свойства которых близки к оптимальным и стабильны в течение многих лет эксплуатации — все это говорит о том, что проблемы, возникающие в ходе развития новой области солнечной энергетики, ■будут успешно решены.
[1] + /;_! »> ЄХР (— 2t(Pj) ’
[2] — Гсп легированного слоя; 2, 3,4, $ и в — со слоями сильнолегироваиного Si 11-типа (с концентрацией примесей 2-Ю3" сы-°) при (л — 0,5; 0,75; 1,0; 1,5 и 2,0 мим соответственно
[3] П2 < По II пх < (ПпП2)’1г (или < п.1:), что невозможно, так как пх может быть только больше 1.
На рис. 1.9 показаны зависимости, рассчитанные по формуле (1.37) при выполнении условия (1.35). Нулевое отражение отвечает таким значениям кх, при которых выполняется (1.38).
Условие получения нулевого отражения для показателя пре-
[4] На высокогорной станции Государственного астрономического института им. Штернберга близ Алма-Аты в ноябре 1976 г.
Термическому окислению подвергались слои меди, предварительно гальванически осажденные на подложки из нержавеющей стали и алюминия [108]. Меднение производилось в электролите, состоящем из CuS04 (100 г/л) и H2S04 (25 г/л и 40 г/л), при плотности тока 4—8 А/дм2 и температуре 20° С. Окисление происходило в печи при температуре 400° С в течение 10 ч. Исследовано изменение коэффициентов ссс и є в зависимости от толщины пленки СиО. Наиболее тонкие слои CuO (I = 0,15ц-0,2 мкм) приводили к значениям осс =‘ 0,62 — ч — 0,8 и е = 0,18 — ч — 0,2. При пленке СиО с
[6] — 0,4 — ч — 0,47 мкм оптические коэффициенты принимали следующие значения: ас = 0,87 — ч — 0,9 и є = 0,26 — ч- 0,35. Как видно, метод термического окисления не приводит к оптимальным значениям коэффициентов ас и е.
Подгруппа б. Образование черных окислов в процессе химического травления поверхности металла. В работе [107], например, рекомендуется создавать селективные покрытия путем химической обработки меди в травителе Ebonol-C и стали в травителе Ebonol-S (состав травителей не сообщается). Химическая обработка в ЕЬо — по1-С в течение 5 мин при 78° С (температура кипения травителя 102° С) приводит к образованию на меди поглощающего слоя СиО черного цвета с ас = 0,91 и е = 0,16, а обработка стали в Ebonol-S в течение 15 мин при 140° С (температура кипения Ebonol-S) — к получению СиО темно-синего цвета с ас = 0,85 и є = 0,10.
Как было показано выше, важной составной частью комбинированных преобразователей солнечной энергии являются фотоэлементы из GaAs, прозрачные в инфракрасной области спектра кремниевые фотоэлементы и теплоотражающие зеркальные покрытия.
Показательной и ответственной проверкой этих элементов комбинированных преобразователей явилась их опытная эксплуатация в полете советских межпланетных автоматических станций «Венера» и при активной работе на поверхности Луны станций «Луноход-1 и -2» [203].
Основным обстоятельством, позволившим провести такую проверку, явился тот факт, что обе эти программы не могли быть выполнены с помощью кремниевых солнечных батарей обычной конструкции и потребовали как разработки новых типов и конструкций кремниевых солнечных элементов, так и применения солнечных батарей из других полупроводниковых материалов.
Главные из особенностей работы солнечных батарей в этих случаях: повышение уровня поступающей на батарею солнечной радиации при одновременном росте рабочей температуры солнечных батарей (в случае аппаратов, летящих к Венере) и существенное возрастание уровня равновесной рабочей температуры солнечных батарей при постоянной солнечной радиации (в случае автоматических самоходных аппаратов типа «Луноход», предназначенных для длительного функционирования на поверхности Луны) но сравнению с аппаратами, действующими в околоземном пространстве.
Расчет показал, что равновесная рабочая температура солнечных батарей «Лунохода», освещаемых Солнцем и подогреваемых значительным тепловым излучением Луны, устанавливается на уровне 125—145° С. Температура солнечных батарей, собранных из кремниевых солнечных элементов обычной конструкции, на трассе перелета Земля—Венера постепенно увеличивается с 65 до 150° С
Такие методы пассивного терморегулирования, как использование нестрого ориентированных на Солнце наклонных панелей или существенное уменьшение коэффициента заполнения солнечных панелей, в указанных случаях нельзя было применить для снижения равновесной рабочей температуры из-за жестких требований к габаритам и общей конструкции аппаратов. В связи с этим было принято решение положить в основу конструкции солнечных батарей «Венеры-9 и -10» кремниевые фотоэлементы, прозрачные в инфракрасной области спектра [203].
Снижение равновесной температуры и улучшение работоспособности солнечных батарей при повышенной концентрации солнечного излучения в пределах от 2- до 8-кратной возможно при уменьшении отношения ас/е для той части рабочей поверхности фотоэлементов, которая покрыта токосъемными контактами, и поверхности панелей солнечных батарей, не занятой фотоэлементами. Для свободных поверхностей панелей было разработано (вместо белых эмалей, темнеющих при воздействии ультрафиолетового излучения Солнца) стабильное селективное покрытие с низким отношением <хс/б (менее 0,2) на основе стеклопленок из радиационно-стойкого стекла с напыленным на тыльную поверхность слоем алюминия или серебра [160—162]. Это покрытие было успешно использовано также для защиты от перегрева радиатора — охладителя «Лунохода-1 и -2» [203].
Чтобы получить столь же низкое отношение а,/є в местах фотоэлементов, занятых контактами, было решено в конструкции параллельных модулей, в которой одно стекло защищает несколько крупных фотоэлементов одновременно, наносить на тыльную поверхность стекла в высоком вакууме (перед приклейкой к модулям) сетку из высокоотражающего металла — алюминия или серебра. Создание такой зеркальной мозаики производится напылением в вакууме алюминия или серебра через маски, и конфигурация полос сетки повторяет расположение коммутационных контактов и межконтактных промежутков в параллельном модуле. Благодаря отражающей сетке на тыльной стороне стекла места, занимаемые контактами, отражают 84% (в случае алюминия) или 92—94% (в случае серебра) солнечного излучения. Коэффициент поглощения солнечного излучения для мест, занятых контактами, уменьшается благодаря этому с 0,75 до 0,16 или даже до 0,06—0,08, а коэффициент излучения в полусферу eh сохраняется высоким, равным 0,86 (благодаря внешнему слою стекла) как для поверхности кремниевого фотоэлемента, так и для поверхности контактов. Равновесная температура контактов становится низкой, и переток тепла от нагретой полупроводниковой поверхности к охлажденным контактам приводит к уменьшению средней равновесной температуры солнечных батарей. Площадь, занимаемая коммутационными контактами и межконтактными промежутками в параллельном модуле, может варьироваться в широких пределах. В случае работы солнечной батареи при повышенной концентрации (при монтаже ее на стеклосетке или полимерной пленке для улучшения удельных характеристик и повышения термостойкости) изменение площади теплоотражающих контактов является единственным способом для получения расчетной температуры, так как при таком монтаже нет теплопроводящей основы. Количественно эффект от разработанного способа уменьшения равновесной температуры солнечных батарей легко оценить из теплофизических расчетов.
Для солнечных батарей межпланетных автоматических станций (АМС) «Венера-9 и -10» были использованы параллельные модули из кремниевых фотоэлементов, прозрачных в инфракрасной области солнечного спектра, и теплоотражающие покрытия из вакуумно-напыленного алюминия на 10—12% площади внутренней поверхности защитных стекол параллельного модуля, в качестве которых применялось радиационно-стойкое стекло толщиной 170 и 300 мкм. Преимуществом применения одного общего покровного стекла сразу для нескольких фотоэлементов (модуль включает от четырех до шести фотоэлементов площадью около 5 см2 каждый) является также увеличение надежности радиационной защиты.
Расчет показал, что равновесная температура таких солнечных батарей должна быть на 30—35° С ниже на всей трассе Земля — Венера по сравнению с солнечными батареями обычной конструкции.
Таким образом, использование фотоэлементов, прозрачных в инфракрасной области солнечного спектра, и теплоотражающих покрытий, наносимых на внутреннюю сторону покровных стекол над местами, занятыми контактами, позволяет обеспечить благоприятный температурный режим и повышенную надежность солнечных, батарей AMG «Венера-9 и -10».
Многомесячная эксплуатация в условиях космоса явилась хорошей проверкой активных элементов и покрытий комбинированных преобразователей солнечной энергии.
Из результатов исследований, проведенных рядом авторов [204, 205], отчетливо видно, что при равных (в условиях комнатной температуры) начальных значениях КПД фотоэлементы из арсенида галлия начинают значительно превосходить по электрической мощности кремниевые фотоэлементы при температуре 130—■ 140° С, ожидаемой по результатам теплофизических расчетов для солнечных батарей «Лунохода». Проведенная разработка высокоэффективных фотоэлементов из арсенида галлия [205] позволила создать солнечные батареи «Лунохода-1 и -2» сравнительно большой площади (около 3 м2) полностью из этого полупроводникового материала и впервые провести опытную проверку и эксплуатацию солнечных батарей из арсенида галлия не только в условиях космического пространства, но и при движении самоходного аппарата по Луне при воздействии пыли, микрометеоритов, значительных температурных перепадов.
Полупроводниковые солнечные батареи из фотоэлементов на основе арсенида галлия у «Лунохода-1 и -2» были размещены на внутренней стороне крышки, которая в закрытом положении ложится на верхнюю часть его корпуса. В рабочем положении панель солнечной батареи может располагаться под различными углами, что позволяет оптимально использовать энергию Солнца при изменении его высоты над лунным горизонтом.
Помимо основной задачи — обеспечения энергопотребления автоматического самоходного аппарата, солнечная батарея «Лунохода» обеспечивает энергоснабжение всего комплекса аппаратуры автоматической станции на трассе перелета Земля — Луна, а также на орбитах спутника Луны до включения тормозных двигателей перед посадкой станции.
Следует отметить, что солнечная батарея «Лунохода-1» (доставленного на поверхность Луны 17 ноября 1970 г.) успешно функционировала в течение 10 лунных дней (по 4 октября 1971 г.). При этом деградация рабочего тока солнечной батареи составила около 6%. Солнечные батареи «Лунохода-2» (доставленного на поверхность Луны 16 ноября 1973 г.) на основе фотоэлементов из арсенида галлия успешно проработали весь срок намеченной программы (5 лунных дней) практически без ухудшения электрофизических характеристик.
Солнечные батареи АМС «Венера-9 и -10» состояли из двух прямоугольных панелей площадью около 4 м2 на каждой станции. Панели ориентированы на Солнце совместно с АМС.
1 — кремниевые фотоэлементы обычной конструкции! 2,3 — фотоэлементы солнечных ба» тарой АМС «Венера-9 и-10», прозрачные в инфракрасной области солнечного спектра с зеркальной мозаикой над контактами (г) и без нее (.?)
Плоские модули кремниевых фотоэлементов, прозрачных в инфракрасной области солнечного спектра и имеющих зеркальное теплоотражающее покрытие над токосъемными контактами, закреплены на несущей поверхности панелей. Панели обладают низкой теплопроводностью, но так же, как и фотоэлементы, прозрачны в инфракрасной области солнечного спектра. Коэффициент заполнения панелей модулями солнечных батарей — 0,91.
Солнечные батареи АМС обеспечивали энергоснабжение аппаратуры станций как на трассе перелетов к планете Венера, так и на орбите планеты. Кроме того, солнечные батареи АМС осуществляли заряд химических батарей спускаемых аппаратов станций в заданное время и на определенном расстоянии от поверхности Венеры.
На рис. 4.12 представлены рабочие температуры фотоэлементов солнечных батарей АМС «Венера-9 и -10» разработанной конструкции с селективными оптическими характеристиками, имеющих зеркальную мозаику над контактами (2) и не имеющих зеркальной мозаики (3). Для сравнения на этом же рисунке представлены изменения рабочей температуры кремниевых фотоэлементов обычной конструкции, не обладающих прозрачностью в инфракрасной области солнечного спектра (1). Фотоэлементы
обычной конструкции были установлены рядом с панелями солнечных батарей «Венеры-9 и -10» в виде датчиков на выносных рамках-консолях.
Созданные в СССР высокоэффективные солнечные батареи на основе кремния и арсенида галлия обеспечили безотказную работу советских АМС «Венера-9 и -10» и аппаратов «Луноход».
Успешные испытания солнечных батарей нового типа и пх оптических покрытий при длительной эксплуатации в космосе позволяют говорить о возможности их надежного использования в комбинированных преобразователях солнечной энергии, поскольку параметры, имеющие большое значение для дальнейшего усовершенствования систем солнечной энергетики,— такие, как прозрачность в области за краем основной полосы поглощения, высокий КПД фотоэлементов из арсенида галлия при повышенной температуре, стабильность селективных оптических покрытий при длительном воздействии ультрафиолетового излучения Солнца, получили полное подтверждение в ходе этих исследований.