Как выбрать гостиницу для кошек
14 декабря, 2021
Селективные покрытия концентраторов солнечной энергии преследуют цель не только получения необходимых оптических свойств поверхности, но и защиты отражающего слоя от атмосферного влияния. В случае теплового контакта концентратора с фотопреобразователями или холодными спаями термоэлектрогенераторов покрытия должны также увеличивать интегральный коэффициент собственного теплового излучения поверхности концентратора (при сохранении высокого отражения в солнечной области спектра), благодаря чему концентратор может быть использован одновременно и как отражатель, и как эффективный радиатор. Стабильные покрытия для концентраторов могут быть получены одним из следующих способов.
1. Электрохимическим анодированием полированного алюминия (или напыленной в вакууме пленки алюминия) для получения на их поверхности слоя А1203. Анодная пленка обладает высокой стойкостью к влаге, малой пористостью и повышает є алюминия с 0,04 до 0,8 Качество покрытия, однако, сильно зависит от режима электрохимического процесса.
2. Испарением в вакууме защитных слоев из SiO, Sn02, АІ203 и Si02 [173]. Покрытия могут быть нанесены на любую отражающую поверхность и повышают є также до 0,8, однако обладают сравнительно слабой адгезией и пористы. Пленка SiO обладает значительным поглощением в коротковолновой части видимого спектра и в ультрафиолетовой. При толщине больше 2—3 мкм покрытия, полученные испарением в вакууме, отслаиваются от поверхности из-за больших внутренних напряжений.
3. Нанесением стойких к ультрафиолетовым лучам и термоперепадам прозрачных кремнийоргапических лаков. Эти покрытия могут быть получены практически на любой поверхности, обладают хорошим сцеплением, при I = 15 ч — 20 мкм повышают е алюминия до 0,95. Их недостатком является более низкая светостойкость. чем, например, у анодных пленок, и быстрая запыляемость в процессе эксплуатации. В меньшей мере этими недостатками, как показали исследования [158, 174], обладают покрытия па основе полисилоксановых и полисилазановых лаков.
При небольшой толщине (5—10 мкм) эти лаки полностью прозрачны в ультрафиолетовой области наземного солнечного излучения (к —= 0,28 — н 0,4 мкм).
4. Нанесением отражающего слоя на внутреннюю поверхность полированных стекол с дополнительной защитой тыльной стороны лаковыми композициями. Конечно, этот способ в основном пригоден для сравнительно небольших концентраторов, однако у него одно важное преимущество: отражение концентратора в ультрафиолетовой области спектра может регулироваться изменением состава стекла. Так, при боросиликатном стекле К-8 излучение с к < 0,36 мкм полностью поглощается стеклом и концентратор не отражает ультрафиолетовые лучи, тогда как при стекле ЛК-8 или кварце они практически не поглощаются и будут отражаться. Это свойство таких концентраторов может быть использовано для облучения семян, при лечении больных дозированным солнечным светом определенного спектрального состава. При использовании треугольных фацет из таких отражателей может быть выполнена поверхность больших концентраторов.
Вероятно, полное решение проблемы защиты отражающих поверхностей будет достигнуто комбинированным путем, например анодированием и нанесением слоя лака или при совместном применении анодирования и вакуумного испарения.
Если методики анодирования и вакуумного испарения для получения оптических покрытий концентраторов разработаны достаточно полно [32, 41, 46], то нанесению полимерных покрытий (особенно при использовании их не только как защитных, но и селективных) уделялось сравнительно мало внимания.
Требования к оптическим и механическим свойствам полимерных покрытий концентраторов сложны и разнообразны.
1. Абсолютная прозрачность во всей спектральной области солнечного излучения — от 0,2 до 2,5 мкм. С точки зрения стойкости покрытия важна прозрачность в ультрафиолетовой области спектра, поскольку это излучение оказывает основное разрушающее действие на полимеры. Кроме того, в ряде случаев, как уже упоминалось, требуется высокий коэффициент отражения в ультрафиолетовой области спектра.
2. Полное поглощение инфракрасного излучения (3—30 мкм) для увеличения коэффициента собственного теплового излучения поверхности концентратора. При больших поверхностях современных концентраторов тепловой баланс преобразователя солнечной энергии в значительной мере зависит от сброса тепла собственным излучением этих поверхностей.
3. Хорошая адгезия к отражающему слою, отсутствие пор, эластичность при низкой температуре. Последние требования часто взаимно исключают друг друга и требуют выбора оптимальной толщины покрытия.
4. Простота нанесения и невысокая стоимость.
С учетом ограниченной устойчивости к ультрафиолетовому излучению и атмосферным воздействиям ряда полимеров для удовлетворения комплекса перечисленных выше требований необходимы не только выбор материала, толщины и технологии нанесения, но и проведение длительных светопогодных испытаний покрытий в южных районах СССР с тщательным измерением оптических характеристик защищенных концентраторов до и после старения, поскольку при длительном практическом использовании концентраторов солнечной энергии отражение от их рабочей поверхности значительно уменьшается вследствие воздействия солнечного излучения, влажности и перепадов температуры, а также истирания песчаной пылью.
В результате предварительных лабораторных исследований [175] прозрачных полимерных покрытий на основе поливинил — бутираля (ПВБ), полиарилата (Д-4), сополимера винилбутилового эфира с метилметакрилатом (СВМ-31), бутилметакрилата (БМК-5), алкидакрилата (АК-11), полиметилфенилгилоксана и бутилмота — крилата (КО-538) обнаружено, что при перепадах температуры с —50 до +90° С лаки ПВБ, Д-4, СВМ-31, БМК-5 отслаиваются вместе с напыленными пленками серебра и алюминия от поверхности концентратора, а лаки АК-11 и КО-538 выдерживают это испытание — покрытие остается прочным, с хорошей адгезией к зеркальной поверхности (при толщине слоя лака не более 25 мкм).
Поэтому для испытаний в естественных условиях выбраны лаки кремнийорганический КО-538 и алкидноакриловый АК-11, к которому добавлялись для увеличения светостойкости 2,2′- диокси-4,4′-диметоксибензофенон и 2,2′-окси-4,4′-диоксибензо — фенон. Эти покрытия наносились кистью или распылителем поверх отражающего слоя серебра, осажденного гальванически на медные ленты толщиной 0,1—0,15 мм. Благодаря большому числу широких полос поглощения в инфракрасной области, характерному для органических и кремнийорганических соединений, слой прозрачного лака, сохраняя высокое отражение от серебра в области солнечного спектра, резко уменьшает отражение от его поверхности в области 2—25 мкм, что хорошо видно из рис. 4.1. Измерения проводились на инфракрасном спектрофотометре ИКС-14 с приставкой для измерения зеркального отражения [153]. Спектральные кривые приведены для тех значений I, при которых слой лака остается механически прочным во время испытаний на световое старение и термоциклирования. При увеличении толщины слоя лака отражение в области % 2 мкм оказывается погашен
ным еще сильнее, но это, к сожалению, нельзя осуществить для практически используемых концентраторов из-за того, что адгезия ухудшается с увеличением I покрытия. При выбранной нами сравнительно небольшой толщине (I ^ 25 мкм) слой лака обла-
|
|
дает еще одним достоинством — у него практически отсутствует поглощение в ультрафиолетовой области спектра наземного Солнца (0,28—0,4 мкм). При нанесении лаковых покрытий такой толщины на пленку алюминия, осажденную испарением в вакууме на полированное стекло, удается получить поверхность, обладающую высоким отражением в этой области спектра и одновременно хорошо защищенную от механических и атмосферных воздействий (серебряная подложка для отражения ультрафиолетовых лучей не может быть использована из-за низкого отражения серебра при л < 0,38 мкм).
Лучшие отражающие свойства алюминия, покрытого лаком, отчетливо видны на рис. 4.2 из сравнения с концентраторами, защищенными полученными испарением в вакууме пленками SiO HSi203, что являлось до недавнего времени наиболее разработанным способом защиты зеркал от влияния атмосферы. Измерения проводились на спектрофотометре СФ-4 с приставкой ПЗО-1. Кроме спектральных коэффициентов отражения, фотометром ФМ-59 измерялся интегральный коэффициент поглощения солнечного излучения ас (в области спектра 0,25—2,5 мкм), а терморадиометром ФМ-63 — интегральный коэффициент собственного теплового излучения поверхности є при 25° С (в области спектра б,0—40 мкм). Были изготовлены образцы концентраторов с пок — рытиямииз лаков АК-11, АК-11 + стабилизатор, КО-538 толщиной 5—25 мкм; варьировались вязкость лаков и количество наносимых слоев. Лабораторные испытания на устойчивость к перепаду температуры и измерения исходных оптических коэффициентов ас и е позволили отобрать образцы оптимальной толщины, которые были подвергнуты световому старению в южных районах Советского Союза в течение 16 месяцев.
Результаты определения интегральных оптических коэффициентов концентраторов до и после старения приведены в табл. 4.1. Наименьшим отношением сх^/е обладает покрытие из серебра со слоем лака КО-538. Это покрытие отличается и наибольшей стабильностью оптических характеристик в процессе эксплуатации. Его внешний вид практически не изменился за 16-месяч — ную экспозицию в Ереване. Покрытие из лака КО-538 успешно защищает также концентраторы со слоем алюминия, полученным испарением в вакууме. Такое покрытие легко очистить от пыли и загрязнений, так как его можно протирать тампонами, смоченными водой или спиртом. Лак технологичен: покрытие толщиной 20—25 мкм наносится распылителем в два слоя при вязкости 14—16 с, определенной по вискозиметру ВЗ-4; сушка при комнатной температуре в течение 2—5 ч. Лак АК-11 пожелтел, его прозрачность ухудшилась на 15—20% в видимой области спектра. Введение производных бензофенона в его состав не дало •ожидаемого эффекта стабилизации свойств покрытия при воздей-
Таблица 4.1 Интегральные оптические коэффициенты поверхности концентраторов с селективными покрытиями до и после старения |
|||||
=4- |
е |
||||
Покрытие |
лака, мкм |
ДО старении |
после старении |
до старения |
после старении |
Лак АК-11 |
4-е |
0,13 |
0,15 |
0,58 |
0,53 |
Лак АК-11 +1І0 2,2′-дпоксл — 4, і’-диметоксибензофенона |
12-18 |
0,13 |
0,10 |
0,78 |
0,78 |
Лак АК-11 Л-Г% 2,2′-оксп — 4,4′-диоксибензофенона |
16—22 |
О СО |
0,16 |
0,81 |
0,81 |
Лак КО-538 |
20—22 |
0,13 |
0,14 |
0,83 |
0,83 |
ствии ультрафиолетового излучения. Это, по-видимому, может быть объяснено недостаточной чистотой стабилизирующих добавок. Лак АК-11 менее технологичен, он сушится при повышенной температуре (100° С) и уступает КО-538 по твердости (0,55 и 0,7 по МГ-4 соответственно).
Из приведенного выше следует, что для использования в широких масштабах может быть рекомендовано покрытие из прозрачного кремнийорганического лака КО-538 толщиной 20—25 мкм, наносимого по алюминиевым или серебряннлі отражающим слоям на поверхности концентраторов.
Столь же перспективны для защиты поверхности концентраторов и придания им селективных свойств полимерные прозрачные покрытия на основе кремнийорганических полисилоксановых и силазановых лаков, подробно описанные в работах [158, 174].
4.2.