РАЗРАБОТКА МНОГОСЛОЙНЫХ ПОКРЫТИИ. КОЛЛЕКТОРОВ ГЕЛИОУСТАНОВОК

Многослойные селективные покрытия, состоящие из чередующих­ся слоев полупрозрачных металлических пленок и диэлектриче­ских покрытии интерференционной толщины, подробно описаны в работах [41, 45, 144]. В качестве материалов для многослойных покрытий были выбраны тонкие пленки никеля и двуокиси крем­ния, наносимые в высоком вакууме из вольфрамовых многожиль­ных испарителей и лодочек или нагревом электронным лу­чом.

Как уже упоминалось в 1.5 и 3.4, для пленок никеля в отличие от пленок металлов с высокой электропроводностью характерно резкое уменьшение поглощения при переходе от видимой к ин­фракрасной области спектра [43, 155]. Такая же особенность отме­чалась и для пленок титана [148, 156]. Было определено, что пленки никеля, уменьшающие пропускание стеклянных пластин на 30—40% в видимой области спектра, прозрачны для инфра­красного излучения с 3,0 мкм. При толщине пленок никеля 100—150 А наблюдался также отчетливо выраженный интерфе­ренционный эффект просветления ими поверхности полирован­ного алюминия или меди в ультрафиолетовой и видимой областях спектра. Пленки Si02 толщиной 800—900 А снижают отражение от пленок никеля за счет просветления в видимой области спект­ра, являясь в то же время прозрачными для инфракрасного из­лучения.

В двухслойных и трехслойных покрытиях слои расположены в следующем порядке от поверхности металла: полупроводник — диэлектрик и диэлектрик—полупрозрачный металл—диэлектрик. Было обнаружено, что более эффективными и стойкими при по­вышенной температуре являются четырех — или шестислойные покрытия, в которых слои чередуются (начиная от поверхности металла) в такой последовательности: полупрозрачный металл— диэлектрик—полупрозрачный металл—диэлектрик и т. д. при условии, конечно, что в качестве полупрозрачного слоя выбран металл, обладающий селективной спектральной характеристикой поглощения (никель, титан). Па рис. 3.16 представлены спектраль­ные зависимости коэффициента отражения поверхности полиро­ванного алюминия до и после нанесения четырехслойного покры­тия Ni — г Si02 — f Ni + Si02 (£Ni = 0,01 — г — 0,015 мкм, Zsio, = 0,08

0,09 мкм) в области 0,22—19 мкм, измеренные на спектрофото­метрах СФ-4 и ИКС-14 при различных углах падения света.

В результате нанесения покрытия интегральный коэффициент поглощения солнечного излучения полированного алюминия уве-

РИС. 3.16. Спектральные за­висимости коэффициента отра­жения поверхностей

1 Подпись: л — А1;

2 — 6 — А1 — f — Nt + Si02 + Ni -!- SIOj при углах падения света 11°, М°, 150°, 70°,78“ соответственно

дичился с 0,10 до 0,92, а интегральный коэффициент собственного теплового излучения при 25° С возрос только до 0,08. Как видно из рис. 3.16, отражение поверхности с четырехслойным покры­тием отличается слабой зависимостью от угла падения света вплоть до 60°, что весьма благоприятно для поверхностей и приемников излучения, меняющих свое расположение в пространстве относи­тельно падающего излучения. Диффузное отражение от таких поверхностей, как показали измерения на спектрофотометрах СФ-10 и СФ-4 с приставкой ПДО-1, не превышает 1-2%. Для шестислойных покрытий Ni -|- Si02 — f — Ni -f — Si02 + Ni -(- SiOj были получены интегральные коэффициенты ас = 0,95 н — 0,90 и є = 0,11 — г — 0,12. Такие же значения а0 и є были при нанесении четырех — и шестислойных покрытий на полированные пластины из меди и па непрозрачные пленки алюминия, меди, серебра, зо — лота, полученные испарением в вакууме на стеклянных пласти­нах и полимерных пленках.

Результаты проведенных испытаний на старение нри экспози ­ции в южных районах СССР в течение более семи лет говорят о стабильности самих покрытий и об их способности препятствовать окислению отражающих слоев и пластин. При длительном нагре­ве па воздухе в интервале 120—150° С, в вакууме до 350° С (в течение 100—150 ч), иод ультрафиолетовым облучением лампой ПРК-7 на расстоянии 5—6 см в течение 150—200 ч оптичес­кие характеристики многослойных покрытий остались неизмен­ными.

3.6.