Как выбрать гостиницу для кошек
14 декабря, 2021
Спектральная чувствительность солнечных элементов — один из основных параметров, с помощью которых в полупроводниковой фотоэнергетике [6, 7, 15, 16] оценивается эффективность использования излучения на всех этапах преобразования его в электроэнергию. По спектральной чувствительности,’ в частности, можно выбрать оптимальный полупроводниковый материал для элемента [82]; оценить влияние тянущих электростатических полей [80, 84, 419]; определить рекомбинационные параметры [85—90]; диффузионную длину неосновных носителей в базовом слое элементов [91—93], в том числе с неравномерным распределением дефектов по глубине слоя [97]; прирост тока за счет нанесения просветляющих покрытий [290, 23].
Измерения спектральной чувствительности с помощью обычных монохроматоров в условиях низкой освещенности (от 10 до 20 мкВт/см2) не могут быть использованы в тех случаях, когда исследуются солнечные элементы с нелинейнс^й зависимостью тока от освещенности, ведь в условиях облучения даже однократным солнечным потоком плотность падающего на поверхность элемента потока энергии на несколько порядков выше — от 85 мВт/см2 (условия АМ1,5) до 136 мВт/см2 (условия АМО). От уровня засветки при измерении спектральной чувствительности зависит, в частности, значение диффузионной длины неосновных носителей заряда L& в базовом слое, поскольку при увеличении концентрации инжектированных светом носителей значение Ьб сначала резко растет, а затем практически не меняется [22, 92, 93]. При низкой освещенности обычно отклонение от линейности связано с рекомбинационными процессами, при сверхвысокой — с потерями генерируемой мощности на сопротивлении растекания.
Совершенно очевидно, что измерение спектральной чувствительности эталонных солнечных элементов (с целью последующего пересчета ее на спектральное распределение энергии стандартного спектра и определения градуировочного значения фототока) следует проводить в условиях засветок, близких к реальным условиям работы эталонных элементов [440—447].
Вероятно, одной из первых установок для измерения спектральной чувствительности в условиях облученности, аналогичной солнечной по мощности падающего потока, было устройство, состоящее из мощной вольфрамовой галогенной лампы накаливания и восьми узкополосных интерференционных светофильтров, сквозь которые исследуемые солнечные элементы поочередно освещались предварительно откалиброванными по мощности потоками излучения [440]. В дальнейшем две подобные установки (из восьми светофильтров с полушириной полосы пропускания каждого около 200 А и восемнадцати светофильтров, перекрывающих область спектра от 0,35 до 1,2 мкм) были использованы в исследовательском центре им. Льюиса (Кливленд, штат Огайо (США)) [442]. Источником излучения служила также галогенная лампа (мощностью 1000 Вт). Полученные данные были использованы для пересчета спектральной зависимости тока короткого замыкания на стандартные спектры солнечного излучения и сравнения расчетного фототока с результатами градуировки на высотных самолетах, ракетах, шарах-зондах [426-428].
Фильтровый монохроматор для измерения спектральной чувствительности солнечных элементов был значительно усовершенствован [443]. В качестве источника излучения, расположенного перед узкополосными светофильтрами, использовалась импульсная лампа — вспышка с энергией вспышки около 600 Дж (снабженная алюминированным отражателем, установленным сзади лампы), которая, однако, не обеспечивала необходимой однородности потока (неравномерность,, облученности на освещаемой поверхности составляла ±8%). Небольшая длительность светового импульса от ксеноновой лампы-вспышки предотвращала перегрев как измеряемых солнечных элементов, так и интерференционных светофильтров. Этот прибор предназначен для экспрессного определения спектральной чувствительности. Получение абсолютных значений фототока обеспечивалось в этом случае сравнением измеряемого тока короткого замыкания с током эталонного элемента. Оптическая схема установки Для измерения спектральной чувствительности солнечных элементов показана на рис. 4.16. Свет лампы вспышки 1 поступает на измеряемый солнечный элемент через один из шестнадцати интерференционных светофильтров, установленных на вращающемся диске — держателе 5.
Рис. 4.16. Оптическая схема установки по измерению спектральной чувствительности солнечных элементов в условиях высокой освещенности с помощью лампы-вспышки и интерференционных светофильтров
1 — ксеноновая лампа-вспышка с отражателем, 2 — блок питания лампы;
3 — интерференционные светофильтры,
4
— вращающийся диск (держатель светофильтров), 5 — вращающийся держатель образцов, 6 — солнечные элементы, 7 — кожух, S — заслонка от рассеянного света в периоды между измерениями
I — блок питания лампы и монохроматора, 2 — лампа освещения входной щели монохроматора; 3 — конденсор, 4 — модулятор; 5 — монохроматор, 6 — фокусирующая линза, 7 — термоэлектрический радиометр, 8 — усилитель напряжения термоэлектрического радиометра; 9 — графопостроитель; 10 — лампы с солнечным спектром для подсветки, 11 — термостатируемый эталонный солнечный элемент,
12 — селективный усилитель тока эталонного солнечного элемента, 13 — регистрирующий прибор
Импульсный ток солнечных элементов измеряется с помощью электронной схемы и отображается на цифровом табло. Плотность потока излучения лампы-вспышки без светофильтров превышает 50 солнечных постоянных, что позволяет создать условия измерений чувствительности, близкие к условиям эксплуатации солнечных элементов.
Абсолютная градуировка установки проводилась с применением эталонного элемента, чувствительность которого измерялась на монохроматоре, откалиброванном с помощью неселективного термоэлектрического приемника при длине волны 0,546 мкм. Погрешность
градуировки составляла ±2% (абсолютных) и ±1% (относительных) .
При использовании для спектральных измерений лазеров или высокоинтенсивных источников света (ламп накаливания [440— 442] и ламп-вспышек [443]) с интерференционными фильтрами, однако, не создается необходимого (соответствующего внеатмосферному) распределения носителей заряда по толщине элемента. В связи с этим наиболее достоверные данные о чувствительности солнечных элементов могут быть получены при одновременном освещении элементов модулированным потоком монохроматического излучения и немодулированным потоком, имитирующим солнечное излучение при соответствующем спектре и плотности потока. При первых применениях такого метода для градуировки эталонных солнечных элементов [436], [446] нужный уровень инжекции носителей заряда создавался с помощью лампы накаливания. Однако спектр подсвечивающего излучения должен воспроизводить солнечный, поскольку нелинейность световой характеристики с увеличением длины волны излучения сильно возрастает [444, 445, 447].
Этот метод градуировки был исследован и усовершенствован [447, 448]. Снижение погрешностей, связанных с нелинейностью спектральной характеристики и несоответствием распределения генерированных светом носителей по толщине элемента реальному распределению, было достигнуто использованием [448] более совершенных неселективных радиометров для измерения монохроматического излучения; светосильных монохроматоров; излучения для подсветки, воспроизводящего солнечный спектр; модулятора, обеспечивающего минимальное содержание гармоник высшего порядка. Подсвечивающее излучение создавалось с помощью галогенных ламп с встроенными интерференционными фильтрами, воспроизводящими солнечный спектр [407], а при абсолютной градуировке монохроматора применялся специально разработанный полостной термоэлектрический радиометр с обмоткой замещения [105]. Для той же цели полезно (кроме встроенной электрической обмотки замещения) использовать эталонирование по модели черного тела. В качестве неселективного приемника излучения могут применяться также тонкопленочные детекторы на основе многокомпонентных термоэлектрических слоев [103], малогабаритные приемники из набора большого числа металлических термопар [104], вакуумированные радиационные термоэлементы [449] или полосные пленочные приемники с напыленными термопарами [450].
Схема установки по измерению спектральной чувствительности, созданной специально для градуировки эталонных солнечных элементов, приведена на рис. 4.17.
Главная отличительная особенность разработанной установки — наличие подсветки лампами-фарами, на отражатель и пропускающее окно которых нанесены многослойные интерференционные фильтры, корректирующие спектр встроенной в фару лампы марки КГМ-6,6-200 под солнечный [407]. На поверхности измеряемого элемента создается облученность 1360 Вт/м2, которая контролируется термоэлектрическим радиометром с большим полем зрения. Радиометр имеет точную энергетическую калибровку в широком спектральном диапазоне. Лампы подсветки получают энергию от высокостабильных источников питания, имеющих низкое содержание высокочастотных гармоник.
Монохроматическое излучение достаточной интенсивности обеспечивалось дифракционным монохроматором МДР-3 с решеткой 600 линий/мм. Для исключения влияния спектров высших порядков использовалось устройство (переменное гасящее сопротивление, включенное в цепь лампы и связанное с поворотным механизмом дифракционной решетки монохроматора), уменьшающее цветовую температуру тела накала лампы снижением тока при работе в длинноволновой области спектра. Ток короткого замыкания при монохроматическом освещении измерялся в различных участках фотОактив — ной поверхности эталонного солнечного элемента и усреднялся по всей рабочей поверхности.
Монохроматический поток, модулированный частотой 900 Гц, направляется на элемент. Взаимное расположение щели монохроматора и модулятора, а также форма окна модулятора выбираются таким образом, чтобы монохроматический модулированный поток был по возможности приближен к синусоидальному. Необходимое условие — измерение в режиме короткого замыкания, в связи с чем переменный сигнал снимается через разделительную емкость, а солнечный элемент шунтируется сопротивлением порядка 0,5 Ом. Высокочастотная составляющая тока короткого замыкания подается на селективный усилитель с калиброванным коэффициентом усиления, напряжение с которого преобразуется в пропорциональный сигнал измерительным преобразователем и регистрируется в цифровой и графической формах. Для использования данных каждого эксперимента в расчетах на ЭВМ информация может быть представлена на перфоленте в стандартном коде.
Пересчет результатов измерений спектрального распределения чувствительности нескольких кремниевых солнечных элементов [448] на спектр внеатмосферного солнца [358] и затем расчет интегрального значения тока короткого замыкания элементов показал, что в случае нелинейных солнечных элементов ошибка в определении градуировочного значения тока для внеатмосферных условий из-за измерения чувствительности без подсветки имитированным солнечным излучением может достигать 7%.
Сравнительные пересчеты спектральной чувствительности кремниевых солнечных элементов [448] на спектры внеатмосферного Солнца Макаровой и Харитонова [358], Такаекары [356, 364] и Джонсона [369] подтвердили выводы, сделанные в публикации [370]: значения тока короткого замыкания, рассчитанные по спектру Макаровой и Харитонова, на 3—3,5% выше определяемых по спектру Такаекары и близки к вычисленным по спектру Джонсона (несмотря на заметное расхождение в значении солнечной постоянной), так как первый и последний спектры близки в области спектральной чувствительности высококачественных кремниевых элементов (от 0,3 до 1,1 мкм).
Известен еще один метод определения спектральной чувствительности эталонных солнечных элементов, который обеспечивает малую погрешность в дальнейших расчетах интегрального значения фототока эталонов при работе от стандартного спектра излучения [102, 395]. /
Ток короткого замыкания эталонного элемента (как во внеатмосферных условиях, так и при облучении стандартным наземным излучением) может быть выражен двумя соотношениями:
оо оо
/к.8 = Fb $ ECS& dX = Fagm 5 EcS’a dX, о 0
где F3 — площадь фоточувствительной поверхности эталонного элемента; Ес — плотность потока стандартного (внеатмосферного или наземного) солнечного излучения; Sa, S/ — абсолютная и относительная спектральная чувствительность эталонного элемента; gm — масштабный множитель.
Второе соотношение в этом выражении позволяет после измерения относительной спектральной чувствительности на обычном монохроматоре с низкой монохроматической освещенностью и определения абсолютного значения масштабного коэффициента при больших потоках излучения, соответствующих солнечным, рассчитать абсолютную спектральную чувствительность и эталонное значение интегрального тока короткого замыкания при работе элемента от источника с любым спектром.
Масштабный множитель можно определять двумя способами: измерением интегрального тока элемента при освещении его эталонной светоизмерительной лампой с известными цветовой температурой и силой света; градуировкой относительных спектральных измерений в каком-либо узком спектральном интервале по эталонному термоэлементу [395].
Дальнейшее развитие и усовершенствование этот метод измерения и градуировки спектральной чувствительности получил в работах сотрудников Всесоюзного научно-исследовательского института оптико-физических измерений (ВНИИОФИ), где в 1978 г. создана поверочная установка высшей точности для средств измерения относительной спектральной чувствительности приемников излучения в диапазоне длин волн 0,35—2,5 мкм и средств измерения относительной спектральной плотности силы излучения источников в диапазоне длин волн 0,4—1,0 мкм [451]. В том же институте имеется установка по измерению интегральной чувствительности линейных приемников и определению отклонения от линейности в случае, ко-
Рис. 4.18. Абсолютная спектральная чувствительность кремниевых солнечных элементов, непросветленных с глубоким р—/г-переходом (толщина легированного слоя 1> 1,2 мкм) (1—3) и просветленных с мелкозалегающим р—/г-переходом 0,3 мкм) (4—6) |
1, 4 — измерения на монохроматоре в условиях низких засветок с градуировкой по калиброванному термоэлементу; 2,6 — измерения 1, 4 на модулированном потоке с подсветкой имитированным солнечным излучением; 3, <5— измерения 1, 4 с пересчетом с помощью масштабного множителя, определенного по эталонной светоизмерительной лампе в условиях высоких засветок
гда нелинейность возрастает по мере роста сигнала [452]. При измерении масштабного коэффициента для получения абсолютных значений чувствительности регистрируется сигнал приемника в ультрафиолетовой области спектра от образцового источника ультрафиолетового излучения на длине волны 0,254 мкм, образованного группой кварцевых ламп низкого давления типа ДРБ-8 [453, 454], а в области спектра от 0,3 до 2,5 мкм в качестве образцового средства измерения используются ленточные вольфрамовые лампы накаливания типа СИ-10-300У [455].
Следует отметить, что пересчет относительной спектральной чувствительности с помощью масштабного множителя приводит к пропорциональному увеличению чувствительности солнечных элементов (измеренной при низкой освещенности) на всех длинах волн, в то время как влияние высоких засветок и изменение спектрального состава излучения действует, как правило, неодинаково на коротковолновую и длинноволновую части спектральной чувствительности.
В силу этого обстоятельства для кремниевых солнечных элемен-
тов невысокого качества с нелинейными характеристиками измерение спектральной чувствительности несколькими методами дает существенно различные результаты (рис. 4.18, кривые 1—3). В то же время для высокоэффективных и достаточно линейных кремниевых солнечных элементов основные методы определения абсолютной спектральной чувствительности позволят получить близкие результаты (см. рис. 4.18, кривые 5, 6), которые могут быть с уверенностью использованы для дальнейшего расчета интегральных значений тока короткого замыкания эталонных солнечных элементов при работе от источника с любым стандартным спектром излучения. Подсветка имитированным солнечным излучением [448] приводит к росту длинноволновой части (см. рис. 4.18, кривые 2, 6) спектральной чувствительности (определяемой базовым слоем), а измерения с использованием масштабногб множителя [395, 102, 451— 455] дают более высокую чувствительность практически во всех спектральных областях (см. рис. 4.18, кривые 3, 5) по сравнению со спектральной чувствительностью, полученной на монохроматоре при низкой освещенности (см. рис. 4.18, кривые 2, 4). Однако наиболее достоверные результаты (см. рис. 4.18, кривые 5, 6) столь близки между собой, что можно говорить о хорошей сходимости данных при этих измерениях.
Солнечные элементы на основе новых полупроводниковых материалов, таких, например, как арсенид галлия с верхним окном из твердого раствора алюминия в арсениде галлия, образующего гетеропереход с арсенидом галлия, или тонкопленочные гетерофотоэлементы сульфид меди—сульфид кадмия не обнаруживают отмеченной зависимости спектральной чувствительности от спектрального состава и плотности потока подсвечивающего излучения. Это обстоятельство говорит о линейности их фотоэлектрических характеристик в условиях изменения плотности излучения от 0,1 до 136 мВт/см2. Важную роль здесь играет большой коэффициент поглощения света в этих материалах и малая диффузионная длина неосновных носителей заряда, зависящая от параметров исходного материала и уровня инжекции носителей слабее, чем в кремнии. Линейность характеристик элементов из новых полупроводниковых материалов облегчает проблему градуировки эталонных солнечных элементов на их основе.