Как выбрать гостиницу для кошек
14 декабря, 2021
Осознав значимость проблемы, вы, очевидно, уже поняли, что мы просто обязаны перейти на солнечно-водородную энергетическую систему. Но, как это ни странно, многие желают, чтобы сегодняшняя система существовала вечно, невзирая на то, что запасы ископаемых топлив истощаются. Защитники использования ископаемых ресурсов считают, что можно перейти на производство синтетического топлива и синтетического газа из угля; когда закончится уголь или он станет спилком дорогим, можно использовать горючие сланцы и битуминозные пески; когда и их ие останется, молено попробовать получать углерод из известняка и водород из воды для производства все того же синтетического топлива и газа; когда закончится известняк (и исчезнут некоторые горы), мы сможем добывать углерод из углекислого газа и, опять же, водород из воды для получения синтетических углеводородов. Вот такими способами, по словам защитников ископаемых топлив, у нас их окажется достаточно, чтобы использовать вечно или достаточно долгое время.
Активно выступающие за ископаемые топлива ие упоминают о том, что производство синтетического топлива и газа при этом будет чрезвычайно дорогим, о том, во сколько будет обходиться постоянное восстановление ущерба окружающей среде, нанесенного этими топливами. Все эти затраты лягут на наши плечи: тут и походы по докторам с непроходящим кашлем, и постоянная перекраска машины, на которой вечно появляются пятна ржавчины из-за загрязненного воздуха и кислотных дождей, и многое другое.
Таким образом, для постископаемой эры возможны лишь два альтернативных решения — синтетические ископаемые топлива и солнечно-водородная энергетическая система. Следовательно, нам нужно сравнить их по стоимости производства, экологической безопасности и эффективности использования.
Сто и м ость пр о и з в о детва
Конечно, стоимости производства синтетических топлив (жидкого и газообразного) и солнечного водорода (рассматривая его тоже как синтетическое топливо, только не производящее загрязнение) должны сравниваться в свете обеспечения мировых энергетических потребностей.
Как мы узнали ранее, водород можно производить с помощью солнечной энергии разными способами — прямым нагревом, термохимическим, электролитическим и фотолп — тнческим. Но из всех прямых и непрямых видов использования солнечной энергии самым дешевым на сегодняшний момент оказывается водород, полученный посредством гидроэлектроэнергии (непрямой формы потребления энергии Солнца). Проводя сравнение, мы будем учитывать только синтетические топлива, полученные из угля, поскольку топлива, произведенные из горючих сланцев и битуминозных
Стоимость производства синтетических топлив в количестве, эквивалентном 1 галлону бензина (на 1990 г.)
Г азообразные синтетические топлива Жидкие синтетические топлива
песков, гораздо дороже, а произведенные из известняка и водорода или углекислого газа, взятого из воздуха, и водорода из воды обойдутся во многократно большие суммы.
Среди всех синтетических газов, синтетический природный газ самый дешевый, в то время как среди синтетических жидкостей, наименьшая стоимость у водорода, полученного с помощью гидроэлектростанций (как вы помните, жидкий водород — лучшее топливо для ракет и высокоскоростных реактивных двигателей). Глядя на диаграмму легко понять, какое топливо самое дешевое, однако не стоит забывать, что это только стоимость производства. Нужно помнить, что ископаемые топлива, даже снптстические, несут в себе скрытые эко. логические затраты. Если мы прибавим их, как высоко поднимутся соответствующие уровни цен?
Ущерб окружающей среде
Чтобы посчитать, во сколько обходятся топлива обществу, обязательно нужно учесть экологические последствия их применения. Для этого по всему миру проводятся исследования по оценке подобного ущерба.
Ископаемые топлива являются основной причиной разрушения биосферы (это та среда, где мы живем и дышим). Оценки только за 1990 г. показали, что в атмосферу было выброшено около 30 млрд т углекислого и других загрязняющих газов, копоти и пепла. Как мы узнали из предыдущих глав, все это разрушает окружающую среду, вызывает кислотные дожди и парниковый эффект. Добавьте к этому разливы и утечки, случающиеся при хранении и транспортировании, и ущерб, причиняемый людям и природе, становится просто громадным.
Другая форма причиняемого ископаемыми топливами ущерба — изуродованный открытой добычей угля ландшафт. Согласно отчетам, только американское правительство потратило за период с 1980 по 1989 г. 19 млрд долл, на восстановление земель после открытой добычи ископаемых. За то же время промышленность потратила аналогичную сумму.
Когда из-за загрязнения сельскохозяйственные земли становятся непахотными, социальные пол-ери связаны не только с восстановлением сельскохозяйственных угодий, по и с затраченным на это временем.
Отчеты показывают, что озон, образовавшийся на уровне земли при взаимодействии выхлопных газов с солнечным светом, приводит к снижению сахаристости винограда и, следовательно, уменьшению производства вин. Кроме того подсчитано, что озон ответственен за 5 %-ное снижение сельскохозяйственной продуктивности в США. Этого вполне достаточно, чтобы покрыть потребности в продовольствии таких стран, как Бразилия и Мексика вместе взятых.
Уже сейчас заметно разрушительное воздействие загрязнения на леса. По мере того, как кислотные осадки впитываются в почву, они начинают растворять металлы и другие вещества, которые не растворяются нормальной дождевой водой. Такие растворы, в особенности содержащие алюминий, чрезвычайно токсичны д. ля корней молодых деревьев.
Ущерб причиняется и морям. Нефть, проливаемая в морскую и океанскую воды различными кораблями, в особенности танкерами, загрязняет и их, и побережья, приводя к потерям в миллиарды долларов. В 1978 г. танкер «Амоко Кадиз», на боріу которого было 270 млн л сырой нефти, потерпел крушение у берегов Британии. Ущерб от этого разлива нефти составил 1,5 млрд долл. Еще одна катастрофа произошла в ноябре 1982 г„ когда разбился «Глоуб Асими» и около 22 млн л нефти вылилось на балтийское побережье Советского Союза, потерявшего при этом 900 млн долл. Позднее (1989 із) крушение «Эксом Вальдез» на Аляске обошлось, согласно оценкам, в 11 м. лрд долл., и никто не знает, какова цена ущерба от огромш. к количеств нефти, попавших в Персидский залив во время войны 1991 г. Аварии на морских буровых пла’н формах и сброс танкерами балластной или трюмной воды в мої» постоянно увеличивают его загрязнение.
Однако ущерб, вызываемый загрязнением, и все связанные с ним проблемы проявляются постепенно, так что большинство из пас их не замечает. Особенно важной является проблема повышения уровня морей. Реальность этого явления установлена на основании данных, собранных по всему миру. Причина заключается в таянии ледников и полярных ледяных шапок. Повышение температуры, вызывающее его. есть результат naj> пикового эффекта, который, в свою очередь, можно прямо отнести на счет все увеличивающегося количества выбрасываемого в атмосферу углекислого газа. Ученые установили, что скорость повышения уровня морей составляет примерно 1 см/год и будет увеличиваться, потому что всякое заметное потепление и последующее увеличение площади морей может вызывать быстрое разрушение и таяние громадного антарктического ледяного щита. Ущерб от этого будет неисчислим, поскольку пострадают крупнейшие, наиболее плотно заселенные и богатые города мира, затопятся наиболее плодородные земли, такие как громадные речные дельты в Египте, Бангладеш и Луизиане.
Парниковый эффект, вызванный увеличением количества углекислого и других газов в атмосфере, может привести к другим серьезным последствиям. Результатом повышения температуры может стать последующее увеличение площади пустынь. Умеренные климатические пояса станут субтропиками, а холодные районы — умеренными. Это, в свою очередь, будет способствовать смещению зон, пригодных для сельского хозяйства, на север и юг в соответствующих полушариях, туда, где земли могут оказаться не столь плодородными или вовсе непригодными для земледелия. В конечном итоге площадь сельскохозяйственных земель сократится, в то время как население земного шара продолжает расти.
Загрязнение оказывает малозаметное, но опасное воздействие на людей. Хотя многие болезни, вызываемые кислотными дождями и грязью в воздухе уже исследованы с точки зрения их лечения и предупреждения, траты на это не покрывают психологического ущерба, неудобства людей и просто человеческого несчастья, связанного с ними. Люди страдают, когда им больно, а несчастливые не так работоспособны и продуктивны. Никто даже не пробовал оценить эти потери.
Еще один фактор, который пока никем не принимается во внимание — защита поставщиков нефти от политических неурядиц. Например, расходы на войну в Персидском заливе 1991 г. были покрыты не нефтяными компаниями, а налогами с простых людей.
Ученые попытались подсчитать, во сколько обходится ущерб, наносимый окружающей среде. Все факторы, разумеется, учесть невозможно, однако ущерб от применения ископаемых топлив, заключающийся в увеличении температуры планеты, повышении уровня океанов, разрушении побережья и пляжей, ущерб от добычи ископаемых открытым способом, ущерб, наносимый лесам, животным, людям, водам, зданиям, фермам и т. д. — все это можно оценить не менее чем в 1.30 долл. США (на 1990 г.) за галлон (3,785 л) нефти или эквивалентное количество другого топлива. Не забывайте, что это, в конце концов,
оплачивается всем обществом. Если мы сейчас не начнем исправлять ситуацию, будущим поколениям придется платить куда большую цену за возмещение этого ущерба. А часть его и вовсе может оказаться неисправимой.
Результат подсчета оказывается весьма интересным. Средняя стоимость бензина в США за 1990 г. составляла около 1 долл, за галлон. Однако оказывается, что на самом деле обществу он обходился в 2,30 долл. Таким образом, уже сегодня социальная стоимость солнечного водорода примерно на 40 центов меньше, чем бензина.