Есть ли альтернатива

Осознав значимость проблемы, вы, очевидно, уже поняли, что мы просто обязаны перейти на солнечно-водородную энер­гетическую систему. Но, как это ни странно, многие желают, чтобы сегодняшняя система существовала вечно, невзирая на то, что запасы ископаемых топлив истощаются. Защитники ис­пользования ископаемых ресурсов считают, что можно перейти на производство синтетического топлива и синтетического газа из угля; когда закончится уголь или он станет спилком доро­гим, можно использовать горючие сланцы и битуминозные пес­ки; когда и их ие останется, молено попробовать получать угле­род из известняка и водород из воды для производства все того же синтетического топлива и газа; когда закончится известняк (и исчезнут некоторые горы), мы сможем добывать углерод из углекислого газа и, опять же, водород из воды для получения синтетических углеводородов. Вот такими способами, по сло­вам защитников ископаемых топлив, у нас их окажется доста­точно, чтобы использовать вечно или достаточно долгое время.

Активно выступающие за ископаемые топлива ие упомина­ют о том, что производство синтетического топлива и газа при этом будет чрезвычайно дорогим, о том, во сколько будет обходиться постоянное восстановление ущерба окру­жающей среде, нанесенного этими топливами. Все эти затра­ты лягут на наши плечи: тут и походы по докторам с непро­ходящим кашлем, и постоянная перекраска машины, на кото­рой вечно появляются пятна ржавчины из-за загрязненного воздуха и кислотных дождей, и многое другое.

Таким образом, для постископаемой эры возможны лишь два альтернативных решения — синтетические ископаемые то­плива и солнечно-водородная энергетическая система. Следова­тельно, нам нужно сравнить их по стоимости производства, экологической безопасности и эффективности использования.

Сто и м ость пр о и з в о детва

Конечно, стоимости производства синтетических топлив (жидкого и газообразного) и солнечного водорода (рассмат­ривая его тоже как синтетическое топливо, только не произ­водящее загрязнение) должны сравниваться в свете обеспече­ния мировых энергетических потребностей.

Как мы узнали ранее, водород можно производить с по­мощью солнечной энергии разными способами — прямым нагревом, термохимическим, электролитическим и фотолп — тнческим. Но из всех прямых и непрямых видов использова­ния солнечной энергии самым дешевым на сегодняшний момент оказывается водород, полученный посредством гид­роэлектроэнергии (непрямой формы потребления энергии Солнца). Проводя сравнение, мы будем учитывать только синтетические топлива, полученные из угля, поскольку топ­лива, произведенные из горючих сланцев и битуминозных

image063 Подпись: 1,91 $ Водород от солнечной энергии (прямые и непрямые формы) image56 image57

Стоимость производства синтетических топлив в количестве, эквивалентном 1 галлону бензина (на 1990 г.)

Г азообразные синтетические топлива Жидкие синтетические топлива
песков, гораздо дороже, а произведенные из известняка и водорода или углекислого газа, взятого из воздуха, и водо­рода из воды обойдутся во многократно большие суммы.

Среди всех синтетических газов, синтетический природ­ный газ самый дешевый, в то время как среди синтетиче­ских жидкостей, наименьшая стоимость у водорода, полу­ченного с помощью гидроэлектростанций (как вы помните, жидкий водород — лучшее топливо для ракет и высокоско­ростных реактивных двигателей). Глядя на диаграмму легко понять, какое топливо самое дешевое, однако не стоит за­бывать, что это только стоимость производства. Нужно пом­нить, что ископаемые топлива, даже снптстические, несут в себе скрытые эко. логические затраты. Если мы прибавим их, как высоко поднимутся соответствующие уровни цен?

Ущерб окружающей среде

Чтобы посчитать, во сколько обходятся топлива обществу, обязательно нужно учесть экологические последствия их при­менения. Для этого по всему миру проводятся исследования по оценке подобного ущерба.

Ископаемые топлива являются основной причиной разруше­ния биосферы (это та среда, где мы живем и дышим). Оценки только за 1990 г. показали, что в атмосферу было выброшено около 30 млрд т углекислого и других загрязняющих газов, копоти и пепла. Как мы узнали из предыдущих глав, все это разрушает окружающую среду, вызывает кислотные дожди и парниковый эффект. Добавьте к этому разливы и утечки, слу­чающиеся при хранении и транспортировании, и ущерб, причи­няемый людям и природе, становится просто громадным.

Другая форма причиняемого ископаемыми топливами ущер­ба — изуродованный открытой добычей угля ландшафт. Со­гласно отчетам, только американское правительство потрати­ло за период с 1980 по 1989 г. 19 млрд долл, на восстановле­ние земель после открытой добычи ископаемых. За то же время промышленность потратила аналогичную сумму.

Когда из-за загрязнения сельскохозяйственные земли ста­новятся непахотными, социальные пол-ери связаны не только с восстановлением сельскохозяйственных угодий, по и с за­траченным на это временем.

Отчеты показывают, что озон, образовавшийся на уровне земли при взаимодействии выхлопных газов с солнечным светом, приводит к снижению сахаристости винограда и, сле­довательно, уменьшению производства вин. Кроме того под­считано, что озон ответственен за 5 %-ное снижение сельско­хозяйственной продуктивности в США. Этого вполне доста­точно, чтобы покрыть потребности в продовольствии таких стран, как Бразилия и Мексика вместе взятых.

Уже сейчас заметно разрушительное воздействие загрязне­ния на леса. По мере того, как кислотные осадки впитывают­ся в почву, они начинают растворять металлы и другие веще­ства, которые не растворяются нормальной дождевой водой. Такие растворы, в особенности содержащие алюминий, чрез­вычайно токсичны д. ля корней молодых деревьев.

Ущерб причиняется и морям. Нефть, проливаемая в морскую и океанскую воды различными кораблями, в особенности танкерами, загрязняет и их, и побережья, приводя к потерям в миллиарды долларов. В 1978 г. танкер «Амоко Кадиз», на боріу которого было 270 млн л сырой нефти, потерпел крушение у берегов Британии. Ущерб от этого разлива нефти составил 1,5 млрд долл. Еще одна катастрофа произошла в ноябре 1982 г„ когда разбился «Глоуб Асими» и около 22 млн л нефти вылилось на балтийское побере­жье Советского Союза, потерявшего при этом 900 млн долл. Позднее (1989 із) крушение «Эксом Вальдез» на Аляске обошлось, согласно оценкам, в 11 м. лрд долл., и никто не знает, какова цена ущерба от огромш. к количеств нефти, попавших в Персидский залив во время войны 1991 г. Аварии на морских буровых пла’н формах и сброс танкерами балластной или трюмной воды в мої» постоянно увеличивают его загрязнение.

Однако ущерб, вызываемый загрязнением, и все связанные с ним проблемы проявляются постепенно, так что большинство из пас их не замечает. Особенно важной является проблема повышения уровня морей. Реальность этого явления установле­на на основании данных, собранных по всему миру. Причина заключается в таянии ледников и полярных ледяных шапок. Повышение температуры, вызывающее его. есть результат naj> пикового эффекта, который, в свою очередь, можно прямо отне­сти на счет все увеличивающегося количества выбрасываемого в атмосферу углекислого газа. Ученые установили, что скорость повышения уровня морей составляет примерно 1 см/год и бу­дет увеличиваться, потому что всякое заметное потепление и последующее увеличение площади морей может вызывать бы­строе разрушение и таяние громадного антарктического ледяно­го щита. Ущерб от этого будет неисчислим, поскольку пострада­ют крупнейшие, наиболее плотно заселенные и богатые города мира, затопятся наиболее плодородные земли, такие как гро­мадные речные дельты в Египте, Бангладеш и Луизиане.

Парниковый эффект, вызванный увеличением количества углекислого и других газов в атмосфере, может привести к другим серьезным последствиям. Результатом повышения тем­пературы может стать последующее увеличение площади пус­тынь. Умеренные климатические пояса станут субтропиками, а холодные районы — умеренными. Это, в свою очередь, будет способствовать смещению зон, пригодных для сельско­го хозяйства, на север и юг в соответствующих полушариях, туда, где земли могут оказаться не столь плодородными или вовсе непригодными для земледелия. В конечном итоге пло­щадь сельскохозяйственных земель сократится, в то время как население земного шара продолжает расти.

Загрязнение оказывает малозаметное, но опасное воздей­ствие на людей. Хотя многие болезни, вызываемые кислотны­ми дождями и грязью в воздухе уже исследованы с точки зрения их лечения и предупреждения, траты на это не покры­вают психологического ущерба, неудобства людей и просто человеческого несчастья, связанного с ними. Люди страдают, когда им больно, а несчастливые не так работоспособны и продуктивны. Никто даже не пробовал оценить эти потери.

Еще один фактор, который пока никем не принимается во внимание — защита поставщиков нефти от политиче­ских неурядиц. Например, расходы на войну в Персидском заливе 1991 г. были покрыты не нефтяными компаниями, а налогами с простых людей.

Ученые попытались подсчитать, во сколько обходится ущерб, наносимый окружающей среде. Все факторы, разумеется, учесть невозможно, однако ущерб от применения ископаемых топлив, заключающийся в увеличении температуры планеты, повыше­нии уровня океанов, разрушении побережья и пляжей, ущерб от добычи ископаемых открытым способом, ущерб, наносимый лесам, животным, людям, водам, зданиям, фермам и т. д. — все это можно оценить не менее чем в 1.30 долл. США (на 1990 г.) за галлон (3,785 л) нефти или эквивалентное количе­ство другого топлива. Не забывайте, что это, в конце концов,

оплачивается всем обществом. Если мы сейчас не начнем исправлять ситуацию, будущим поколениям придется платить куда большую цену за возмещение этого ущерба. А часть его и вовсе может оказаться неисправимой.

Результат подсчета оказывается весьма интересным. Сред­няя стоимость бензина в США за 1990 г. составляла около 1 долл, за галлон. Однако оказывается, что на самом деле обществу он обходился в 2,30 долл. Таким образом, уже сегодня социальная стоимость солнечного водорода примерно на 40 центов меньше, чем бензина.