Как выбрать гостиницу для кошек
14 декабря, 2021
Электричество от солнца
В предыдущих двух главах мы узнали, как солнечная энергия в своих двух формах может быть использована вместо ископаемых топлив для удовлетворения наших нужд, включая и производство электричества. Некоторая часть этой электроэнергии может быть использована для разложения воды на водород и кислород в устройстве, называемом электролизером. Водород потом можно применять в качестве источника энергии, когда нет солнца, например ночью, или когда недоступны непрямые формы солнечной энергии.
Электричество может быть получено из водорода тремя разными путями — с использованием газовой турбины, паровой турбины и топливного элемента. Сегодня газовые турбины используются для получения механической и производства электрической энергии (когда турбина соединена с генератором). Обычно в них используется природный газ. наполняющий атмосферу углекислотой и другими загрязнителями, но если газовые турбины будут работать на водороде, они смогут производить то же количество энергии чисто и более эффективно.
Большие количества механической и электрической энергии мы получаем от паровых турбин. Сейчас они применяются там, где царят уголь и мазут, загрязняющие планету и способствующие развитию парникового эффекта, или на атомных электростанциях, у которых тоже немало проблем (см. главу 8). Однако пар может быть получен гораздо более чистым путем сжигания водорода в чистом кислороде. При этом он нагревается до 3000 °С, что в 10, а то и в 20 раз выше, чем самая большая температура в обычной духовке. Голубое пламя, вырывающееся из дюз при старте космического корабля, состоит как раз из такого высокотемпературного водяного пара, полученного при сгорании водорода в кислороде. Конечно, ни один конструктивный материал не может без дополнительного охлаждения долго выдерживать такую жару, так что ракетные двигатели возле сошла приходится охлаждать жидким водородом с температу-
рой -253 °С. На электростанциях, чтобы снизить температуру до допустимого уровня, к горячему пару добавляют воду.
Есть также и третий способ получения электричества из водорода, который основан на его уникальных особенностях. В топливных элементах водород соединяется с кислородом и производит электричество; при этом конечным продуктом является вода — источник водорода, так что процесс получается возобновляемым и экологически чистым.
Электроэнергия из топливных элементов может быть использована для домашних и промышленных нужд, хотя, конечно. ее нужно трансформировать, прежде чем использовать в энергетических системах. Топливные элементы могут быть самого разного размера: маленькие, размером вдвое меньшим домашнего кондиционера, вполне могут обеспечить все потребности квартиры или дома в электричестве, большие —
снабжать энергией заводы, магазины и т. д. В зависимости от типа топливного элемента его эффективность может меняться от 40 до 85 %. Кроме электричества эти элементы производят еще и тепло, которое может нагревать воду, отапливать помещения и использоваться для сушки.
В Японии с 1984 г. успешно работает электростанция на топливных элементах мощностью 4,5 МВт, которой достаточно для города с населением в 10 тыс. чел., а в США несколько установок мощностью 40 кВт испытаны в качестве источников электричества для домов и показали эффективность 70 %. Если продолжить работы, то в будущем вполне можно повысить коэффициент полезного действия этих устройств.
Еще одним преимуществом топливных элементов является ‘го, что отпадает необходимость строительства множества трансформаторных станций, поскольку каждый дом, здание или предприятие будут производить свою собственную электроэнергию. Это избавит ландшафт от многочисленных опор линий электропередач, уродующих его.
Наилучшим топливом для топливных элементов является водород. Получая его из ископаемых топлив или спиртов наподобие метилового, мы будем загрязнять атмосферу, что приведет к парниковому эффекту, кислотным дождям и смогу. Но получая водород из воды, мы не наносим ущерба природе. И настанет день, когда каждый дом, фабрика, магазин, офис будут оснащены собственным топливным элементом. При этом мы должны быть уверены, что топливо для него получено самым безопасным путем — из воды.