Наступающие океаны и ураганы-убийцы

С повышением температуры планеты шапки полярных льдов на северном и южном полюсах начали таять. Вдобавок повышение температуры заставляет отступать ледники и линию снежного покрова. Все это способствует повышению уровня океанов.

Измерения, проводившиеся в 243 точках по всему миру в течение более чем 30 лет. показали, что уровень океанов под­нялся на 15 см. По оценкам специалистов океаны наступают со скоростью 1 см/год. В результате к концу XXI в. это может привести к повышению уровня воды на 1.8—2.4 м. Задумайтесь о городах на побережье, которые пострадают от такого потопа.

Существуют различные прогнозы относительно оконча­тельного уровня океанов после завершения таяния, по далее согласно самым консервативным из них вода поднимется на 6—7 м по сравнению с сегодняшним уровнем. Такое повы­шение уровня приведет к затоплению прибрежных городов, где проживает немалая часть населения. Равнины на побе­режьях, эти наиболее плодородные земли, тоже скроются под водой. А если учесть, что население планеты постоянно возрастает и удваивается каждые 35 лет. станет ясно, что повышение уровня океанов приведет к резкому сокращению обитаемых и сельскохозяйственных земель.

Специалисты, например, оценили, что в Бангладеш более половины пригодных для жизни земель станут недоступны. Дельта Нила, наиболее населенный район Египта, включая Каир и Александрию, окажется под водой, оставив без домов 30 млн человек. Три четверти штата Флорида приблизится к фарватеру. Мальдивские острова в Индийском океане просто исчезнут с карты, да и проблема Венеции совсем не в том. что она погружается, а в том. что море поднимается.

ЗУ

image14

Наиболее же катастрофичная версия событий заключается в концепции положительной обратной связи. Громадное количест­во С02 растворено в морской воде. Если благодаря избытку углекислого газа в атмосфере температура Земли повысится, то и верхние 70 м мирового океана тоже нагреются. Эго высвобо­дит часть растворенной углекислоты, которая усилит парнико­вый эффект, что повысит температуру морей еще сильнее, освободив еще больше С02 и так далее. Это можно назвать катастрофическим парниковым эффектом, и мы не можем это­го допустить. Если же это произойдет, то самый безвредный загрязняющий газ станет для нас величайшим бедствием.

Существует не так много оценок того, во сколько обой­дется потеря городов и земель. Одно ясно — это может стоить миллионы миллиардов долларов. Предлагаюсь, на­пример. для защиты континентов от поднимающихся морей, соорудить вокруг них высокую дамбу подобную плотине в Нидерландах. Но эта дамба должна быть У—10 м высотой; кроме того, должны быть построены огромные насосные станции, чтобы перекачивать через нее в океаны воду всех рек. Самые скромные оценки показывают, что па возведе­ние дамбы должно быть потрачено около 70 трлн долл. Если

к этому добавить стоимость постоянной перекачки речной воды через плотину, мы увидим, что цена затрачиваемой энер­гии будет непомерно высока. Да и сомнительно, чтобы хоть какая-нибудь страховая компания застраховала такую дамбу. Стихийное бедствие вроде сильного землетрясения или урага­на вполне может нлп разрушить ее, или вызвать потерю мощ­ности у насосных станций, затопив обширные земли.

Но и это еще не все. По оценке специалистов повышение температуры поверхности морей на один градус уменьшит минимальное давление в центре ураганов на величину от 1:3 до 20 миллибар (1 миллибар = 0,001 атм.). Следовательно, потепление всего на несколько градусов может существенно увеличить как число, так и силу ураганов. Например ураган 1988 г. Гилберт, с давлением 885 миллибар в центре и скоростью ветра на периферии до 335 км/ч, был самым жестоким за всю известную историю человечества. Миллио­ны людей остатись без крова, несколько сотен человек было убито, и ущерб оценивался не менее, чем в 10 млрд долл. И хотя каждый ураган не может быть записан на счет глобаль­ного потепления, можно ожидать, что их частота и свире­пость (также как тайфунов и торнадо) увеличатся.