Некоторые другие перспективные схемы комбинированных энергоустановок

В США предложена концепция солнечной ТЭЦ тепловой мот ностью 270 МВт с ЦП и полем из 10 441 гелиостата пло — 68

поаккумулятор, заполненный шлаком медеплавильной установки. ,

Подпись: шааью 500 тыс. м ' для теплоснабжения медеплавильного завода и производства электроэнергии. ТЭЦ позволит ежегодно экономить 69 тыс. м3 мазута. Она оснащается ГТУ общей мощностью 50 МВт. Сбросное тепло медеплавильной установки используется для выработки пара, количество которого достаточно для привода электрогенераторов мощностью 30 МВт и Других механизмов мощностью 9 МВт. Воздух сжимается в компрессорах ГТУ, а затем нагревается в приемнике радиации до 1090 К и расширяется в ГТУ, где его температура снижается до 800 К. После ГТУ воздух направляется в теп—

В облачные дни воздух пропускается через теплоаккумулятор, где нагревается до 800 К и подается в топку, и пароперегре­ватели медеплавильной установки. Исследование было проведе­но применительно к условиям юго-западной части штата Нью — Мексико (США) [102].

В Японии действует также экспериментальная комбинирован­ная гелиоустановка для выработки электроэнергии (15 кВт) и тепла (45 кВт). В установке использованы стационарные и спедяшие гелиоприемники площадью 630 м^, обеспечивающие работу высокотемпературного (250°С) и низкотемпературного (120 С) контуров. Для выработки электроэнергии установлены 2 генератора: с паровой турбиной 5 кВт и турбиной на хладо­не 10 кВт [68].

Другим самостоятельным и довольно перспективным направ­лением использования солнечной энергии является следующее.

Как известно, повышение эффективности дизельных элект­ростанций обычно достигается подогревом топлива за счет установки теплообменника в тракте уходящих газов. В 1982 г. в ноябре в западной Австралии введена в работу установка подогрева топлива солнечной энергией. Эффективность установ­ки определяется высокой стоимостью дальнепривозного горю­чего (50 0 км), при котором топливная составляющая стои­мости электроэнергии равна 12 цент/(кВт * ч). Солнечная Установка обеспечивает подогрев топлива до 200-290 С. Ис­пользование солнечного подогрева топлива позволило снизить расход топлива, соответствующий 1730 кВт • ч/сут 152]. В ©той установке соединены СЭС модульного типа мощностью 100 кВт и дизельная электростанция мощностью 700 кВт. Установка позволит экономить в год в среднем по 150 тыс. п Жидкого топлива. Дизельная и солнечная электростанции °бъединены сетью электроснабжения и тепловым аккумулятором, в котором запасается тепло за счет поглощения солнечной

энергии и тепло отходящих газов дизельной электростанции. После ввода в строй будут получены данные, необходимые Для дальнейшей разработки подобных установок [49].