Изучение проблем охраны природы. и окружающей среды в технических вузах

Еще одна крайне острая проблема — экология. Нет нужды говорить о важности и запущенности этой проблемы. Это известно. Но экологиче­ская запущенность сейчас уже весьма ощутимо сказывается и на эконо­мике. Многие десятки предприятий выводятся из эксплуатации, и мы теряем производство крайне нужной продукции.

В целях резкого улучшения дел со строительством и вводом в дейст­вие природоохранных объектов 180 из них включены в состав государ­ственного заказа. Это крупные мощности по очистке сточных вод, газо­очистные установки, системы оборотного водоснабжения, предприятия для комплексного использования минеральных ресурсов и воспроизвод­ства ценных видов рыб.

Подпись: Тематический номер посвящен охране окружающей среды

В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов СССР в настоящее время завершается подготовка долгосрочной Государствен­ной программы по охране окружающей среды и рациональному исполь­зованию природных ресурсов.


Вопросы охраны природы и окружающей среды по своей значимости уступают сейчас только вопросам прекращения наращивания, а также ликвидации оружия массового уничто­жения. Трудно переоценить значение экологического воспи­тания и подготовки специалистов, деятельность которых будет определять состояние природы и окружающей среды.

При подготовке специалистов целесообразно подразделить их на группы.

К первой группе можно отнести специалистов, разрабаты­вающих и осуществляющих крупномасштабные проекты, ре­ализация которых способна изменить природу регионов, та­кие как поворот рек, покорение целины, затопление больших территорий и создание на их месте водоемов. Они должны обладать обширными знаниями, способностями к системному анализу и предвидением последствий, которые могут нанести ущерб природе и жизни будущих поколений.

Вторую группу могут представить специалисты, занимаю­щиеся природохозяйственной деятельностью в сельском хо­зяйстве, животноводстве; лесном хозяйстве, в рыболовстве и охоте; мелиорации; горно-добывающей промышленности и других отраслях народного хозяйства. Их задача, добывая ресурсы и производя продукцию, не нанести вред природе и людям.

К третьей группе можно отнести специалистов, занимаю­щихся эксплуатацией, строительством, ремонтом и реконст­рукцией зданий, сооружением дорог и аэродромов; бытовым обслуживанием населения. Они оказывают непосредственное воздействие на природу, занимаясь посадкой растений на тер­риториях, нуждающихся в восстановлении воздушной среды, микроклимата, и следя за уровнем шума в городе, в жилых и общественных зданиях. Важным в деятельности специалистов третьей группы является охрана окружающей среды от загряз­нения ее сточными водами и твердыми бытовыми отходами.

Четвертую группу представят специалисты, предусматри­вающие борьбу с загрязнением воздушной и водной среды автомобильным, воздушным, железнодорожным и водным транспортом и создаваемым ими шумом.

Пятую группу могут составить специалисты-экологи, рабо­тающие в перерабатывающих отраслях промышленности (хи­мической и нефтехимической, теплоэнергетической, электрон­ной, черной и цветной металлургии, целлюлозной, биотехни­ческой, пищевой, мясомолочной, строительных материалов и многих, многих других). Очистка вредных выбросов в атмос­феру и стоков в водоемы, захоронение твердых отходов и нейтрализация некоторых из них представляют большие труд­ности.

Обеспечение чистоты окружающей среды и природы от за­грязнения этими видами промышленности в значительной сте­пени зависит от работающих в них специалистов экологов, а также технологов и механиков, которые ориентируются в про­блеме ликвидации загрязнений.

Студенты основные сведения по обеспечению чистоты окру­жающей среды получают из базового курса и при изучении специальных дисциплин, в которых должно быть дано разви­тие и конкретизация вопросов безотходных (малоотходных) ресурсосберегающих технологических процессов. Именно по этим материалам студент должен выполнять курсовой проект и дипломные работы. Базовый курс должен несколько опере­жать специальные дисциплины, для его изучения в напряжен­ных учебных планах отводится максимально 18—26 ч, причем курс этот называют по-разному: «Охрана окружающей сре­ды», «Охрана окружающей среды и рациональное использова­ние природных ресурсов», «Основы рационального природо­пользования» и др.

Представляется, что в базовом курсе технических вузов перерабатывающих отраслей промышленности изучению ме­роприятий по охране окружающей среды следует уделять 60—70% всего времени, отводимого на чтение этого курса, и называть его следует более общим названием «Охрана окру­жающей среды», так как рациональному использованию при­родных ресурсов учат многие другие дисциплины.

Этому курсу по профилю соответствует научно-технический журнал «Водоснабжение и санитарная техника», широко рас­сматривающий вопросы очистки сточных вод, вентиляции, со­стояния наружного воздуха на промышленных предприятиях, сокращения расхода теплоты, воды и топлива, захоронения и использования твердых отходов, а также другие журналы, ос­вещающие на своих страницах вопросы безотходных техноло­гий, являющиеся, как правило, специфичными для каждой отрасли промышленности. В базовом курсе следует напомнить студентам сведения из школьной программы о биосфере, кру­говороте веществ в природе, основных составляющих окружа­ющей среды и ее загрязнения, в нем, должны быть общие све­дения об очистных установках, рассеивании выбросов в атмос­фере и сбросов в водоемы.

В результате изучения базового курса студент должен уметь рассчитывать размер санитарно-защитной зоны пред­приятия и определить величину предельно-допустимого выб­роса, а также сброса в водоемы от проектируемых или на­ходящихся в эксплуатации объектов. Необходимо также поз­накомить будущих инженеров с тем, как контролируется и учитывается количество выбрасываемых вредных веществ и твердых отходов производством, для организации эффективной защиты окружающей среды. При проектировании промыш­ленных предприятий разрабатывается специальный раздел, предусматривающий защиту окружающей среды с учетом бли — расположенных объектов, также выделяющих вредности в данном регионе. Понятие об этих проектах и методике их выполнения должно быть дано в базовом курсе. В таблице представлены темы и разделы по курсу «Охрана окружаю­щей среды», которые в основном соответствуют утвержденной в 1984 г. Учебно-методическим управлением Минвуза СССР программе для специальностей № 1002—1015.

Важным в деле подготовки специалистов по охране при­роды и окружающей среды, является квалификация и ком­петентность преподавателей. Однако, чтобы такой специалист владел предметом преподавания ему необходима весьма су­щественная дополнительная подготовка в других областях знаний и особенно в области биологии.

Существенное совершенствование знаний по вопросам ох­раны природы, окружающей среды и рациональному приро­допользованию может дать непрерывное изучение этих воп­росов в течение всего периода обучения, которое введено сейчас как обязательное для всех специальностей и специа­лизаций. Оно не только должно компенсировать недостаток часов выделенных для базового курса, но и всесторонне рас­
ширить знания студентов по этой проблеме. При изучении всех дисциплин можно найти имеющие к ним отношение по­лезные сведения по охране природы: в теплотехнике, например, при рассмотрении сжигания, загрязняющего воздушную среду,

Темы и разделы

Объем лекционного курса, ч

Окружающая среда и ее загрязнение в условиях научно-технического прогресса

8

Основные составляющие окружающей среды и био­сфера

2

Вредные вещества, загрязняющие окружающую сре­ду и их воздействие на человека и природу

3

Загрязнение окружающей среды и пагубные послед­ствия от развития экологически несостоятельных процессов

3

Мероприятия по уменьшению загрязнения окружаю­щей среды и других неблагоприятных факторов воз­действия на нее

13

Развитие безотходного (малоотходного) производства и потребления — основное направление охраны окру­жающей среды

2

Мероприятия по охране воздушной, в том числе

внутренней производственной среды ;

4

Мероприятия по охране водной среды и почвы

4

Мероприятия по охране окружающей среды от за­грязнения ее твердыми отходами

1

Понятие о разработке проекта охраны окружающей

среды промышленного предприятия

2

Рациональное использование ресурсов сырья и ма­териалов в отрасли, экономические вопросы охраны

окружающей среды

3

Правовые вопросы охраны окружающей среды и природопользования в СССР

2

органических топлив; в курсе «Гидравлика и гидравлические машины» — при рассмотрении гидравлических турбин, кото­рые, как оказалось, существенно разрушают при прохожде­нии через них речной воды, находящиеся в ней зоопланктон и фитопланктон.

Особенно связан с вопросами охраны окружающей среды курс охраны труда, охватывающий защиту работающих от вредного воздействия внутрицеховой воздушной среды, шума, ионизирующих излучений и других вредных факторов. Много сведений, касающихся охраны природы, должно быть дано в курсе «Советское законодательство», в том числе и по соблю­дению законодательных актов принятых на международном уровне. Изучая иностранные экологические словари (напри­мер английско-русский), можно способствовать пополнению знаний студентов по вопросам охраны природы и окружаю­щей среды.

Для преодоления экологического кризиса специалист дол­жен уметь:

оценивать состав, количество и режим (в том числе пре­дельно допустимые для безопасности человека и природы) выделяемых в воздух помещения, выбрасываемых в атмосфер­ный воздух и сбрасываемых со сточной водой вредных ве­ществ и других вредных выделений от разрабатываемых, про­ектируемых и эксплуатируемых технологических процессов и оборудования, а также контролировать и регулировать эти выбросы, сбросы и выделения;

оценивать количество и режим расходуемых ресурсов, в том числе тепловой и электрической энергии, воды и воздуха, на разрабатываемые им и эксплуатируемые технологические процессы и оборудование;

при совершенствовании технологических процессов и обо­рудования выбирать наиболее оптимальные с точки зрения воздействия на окружающую среду и природу;

при необходимости вносить в эксплуатируемые технологи­ческие процессы и оборудование коррективы, направленные на уменьшение выделения вредных веществ и расхода ресур­сов.

И. Ф. ЛИВЧАК, д-р техн. наук

Подпись: 31* Зак. 423