Система надбавок к стоимости оптового рынка

Одним из обозначенных в федеральном законе N35 «Об электроэнергетике» способов поддержки другой энергетики является введение прибавки к стоимости оптового рынка электроэнергии для генераторов на базе ВИЭ. Но закон не устанавливает источника финансирования прибавки и принцип ее расчета. Попробуем разобраться в этих вопросах.

Есть два принципно различных источника финансирования:

1. Участники оптового рынка

Админ торговой системы вместе с советом рынка сформировывает фонд для выплаты надбавок из средств собранных с участников рынка, пропорционально объему генерации и (либо) употребления электронной энергии.

2. Муниципальные (экономные либо внебюджетные) фонды

В первом случае схема значительно прозрачнее, но расходы по стимулированию развития ВИЭ лягут на потребителя, что приведет к росту цен на электроэнергию. Во 2-м, расходы ложатся сначала на больших налогоплательщиков – газовые и нефтяные компании.

На сегодняшнем шаге развития ВИЭ выплаты будут сравнимо маленькими, и значение этого вопроса может недооцениваться законодателями. При всем этом по мере увеличения толики ВИЭ в совокупной генерации значимость выбора источников финансирования будет возрастать, а «взгромоздить» эти обязательства на компании нефтегазового сектора будет труднее.

Другой значимый вопрос – метод расчета прибавки. Существует два варианта:

1. Расчет прибавки осуществляется в целях обеспечить применимые для инвестора сроки окупаемости проекта. Эта методика ложится в базу разрабатываемых законопроектов. Размер прибавки и сроки ее деяния определяются зависимо от экономической эффективности возобновляемых источников энергии в современных критериях.

Система надбавок к стоимости оптового рынка

Система надбавок к стоимости оптового рынка

Таковой метод позволяет, с одной стороны, найти муниципальные ценности и этим комфортен для регулирующего органа, с другой стороны, в нем кроется ряд значимых недочетов:

• Финансовая эффективность может с течением времени изменяться, а обязательства страны (размер и сроки прибавки) рассчитаны на очень большой срок (до 15 лет)
• Размер надбавок нужно дисконтировать
• При временном ограничении прибавки инвестору прибыльнее получать старое оборудование на время ее деяния
• Может быть стимулирование экономически неэффективных, в виду беспристрастных обстоятельств, источников.

2. Расчет прибавки, как суммы цены «сэкономленного» для экспорта газа и условной цены приобретенных экологических преимуществ (эта формула предложена старшим профессионалом проекта ЕС по возобновляемым источникам энергии, Владимиром Николаевым). Но это метод может ограничить развитие в Рф солнечной и других видов другой энергетики для экономически действенных проектов, в каких требуются огромные прибавки; также содержит не до конца понятную и трудно оцениваемую экологическую составляющую.

В целом необходимо отметить, что система надбавок в том виде, в каком она на данный момент существует в законодательных проектах, смотрится «сырой» и необмысленной. Путь развития надбавок, на 1-ый взор значительно проще внедрения настоящей системы «зеленоватых сертификатов», потому что не просит сотворения дополнительной правовой и коммерческой инфраструктуры.

С другой стороны, в Рф, как указывает опыт, правительство не может брать на себя обязательства на настолько длительный срок, а конфигурации критерий подорвут доверие инвесторов. Не считая того, в данной системе не задействованы многие потенциальные участники рынка – домохозяйства и предприятия, производящие электроэнергию на базе ВИЭ для собственных нужд.

По воззрению banksolar.ru, система надбавок должна рассматриваться, сначала, как временная мера поддержки ВИЭ и являться одной из ступеней перехода к настоящему рынку зеленоватых сертификатов.

Артем Чуриков
Географический факультет МГУ