Недостаток газа получится преодолеть не ранее 2020-х гг. — Газпром, другая энергетика, другие источники энергии

Длительность наступающего периода недостатка газа находится в зависимости от того, как стремительно будут освоены многообещающие месторождения. В текущее время ряд обстоятельств свидетельствует о том, что потребителям будет нужно готовиться к перебоям в поставках, по последней мере, на наиблежайшее десятилетие.

Основным направлением вкладывательной деятельности «Газпрома» и средством борьбы с производственным кризисом является Ямал. На расположенных там месторождениях компания планирует получать 250 миллиардов куб.м, но только к концу 2020-х гг. Еще 80-120 миллиардов куб.м должны обеспечить морские месторождения, расположенные вокруг полуострова, на шельфе Обской и Тазовской губ, также Карского моря, их черед наступит только в четвертом – 5-ом десятилетии сегодняшнего века.

Первоочередной целью русского газового монополиста является ввод в эксплуатацию более больших ямальских месторождений, расположенных на суше, Бованенковского и Харасавэйского. На первом из их компания хочет начать добычу уже в конце 2011 г. в размере 15 миллиардов куб.м, к началу 2020-х гг. отдача от обоих месторождений достигнет практически 150 миллиардов куб.м.

Но если сравнить планы с реальным графиком работ, то будет очевиден их безосновательный оптимизм.

По условиям лицензий на разработку ямальских месторождений, вывести их на стадию добычи «Газпром» был должен в конце 1990-х гг. Сначала текущего десятилетия эти сроки были перенесены до 2008-2012 гг., но вновь месторождения фактически не осваивались.

Необходимость сотворения дорогостоящей инфраструктуры и нехватка финанасирования – основная причина переносов сроков пуска месторождений. От действующих районов добычи они размещены к северу на 500-600 км.

Для того чтоб только начать масштабное освоение, нужно в этот регион выстроить металлическую дорогу протяженностью 540 км, что является на техническом уровне сложной задачей в критериях заболоченной местности и нескончаемой мерзлоты. Но текущий темп строительства вызывает сомнения, что дорога будет достроена хотя бы к 2012 г.

Еще труднее ситуация с доставкой газа с полуострова. Требуется строительство газопровода Бованенковское месторождение–Ухта протяженностью 1100 км, с подводным скрещением Байдарацкой губки, с запада огибающей Ямальский полуостров.

Его цена, по подсчетам «Газпрома», составит 80-90 миллиардов долл. Финансирование же всех объектов освоения Ямальского полуострова может востребовать от 160 до 200 миллиардов долл.

Даже если средства будут выделяться в полном объеме, планируемые сроки первых поставок ямальского газа будут смещены на 4-6 лет, до 2015-2017 гг., а поставок на пиковом уровне – до конца 2020-х гг.

Но текущее финансовое состояние русского газового монополиста и динамика издержек на освоение новых месторождений в последнее десятилетие не позволяют рассчитывать на адекватное финансирование Ямала. Не считая того, по подсчетам компании, при текущих ценах на газ освоение ямальских месторождений низкорентабельно. В этом составит одна из обстоятельств неизменных отсрочек их освоения.

Схожая ситуация складывается и на других многообещающих месторождениях. Штокман, расположенный на шельфе Баренцева моря, способен на пике давать до 70 миллиардов куб.м в год. Но условия его освоения еще больше сложны, реальные работы по освоению начнутся не ранее 2011-2012 гг., а добыча – не ранее 2016-2017 гг.

Предсказуемые на шельфе Сахалина газовые месторождения еще не открыты, не считая того, их предназначение – насыщение рынка АТР. По этой же причине не решат делему газового недостатка 2 циклопических восточно-сибирских месторождения – иркутское Ковыктинское и якутское Чаяндинское, очень удаленные от русской системы газоснабжения. Реальной срок начала поставок с их также находится за пределами 2015 г.

Нет надежды на компенсацию падающей добычи и низкой вкладывательной активности «Газпрома» со стороны независящих производителей газа, которые в текущее время обеспечивают 15% русской добычи. Их вкладывательная деятельность также невелика и сдерживается замкнутостью на наименее выгодный из-за низких цен внутренних рынок, в то время как прибыльные экспортные договоры по российскому законодательству на 100% обеспечивает «Газпром».

Ситуация утежеляется зависимостью «независимых» от газового монополиста в вопросах доступа к системе трубопроводов и сбыта газа. Часто они обязаны продавать «Газпрому» газ на собственных месторождениях по малой стоимости.< /p>

Безосновательными являются надежды на компенсацию падающей газодобычи нефтяными компаниями, которые в текущее время в факелах сжигают более 40 миллиардов ку.м попутного нефтяного газа. Создание инфраструктуры для его чистки и транспортировки в направлении газопроводов от удаленных нефтяных месторождений является очень сложной задачей.

В конечном итоге складывается довольно безотрадная картина, при которой добыча новых больших месторождений выйдет на проектный уровень только в 2020-е гг. Ранее срока создание газа в Рф испытает очень суровое падение. О его последствиях читайте в последующей статье.