Самодельная солнечная батарея, залитая эпоксидкой на стекле

Рассмотрим опыт создания создании более мощной, но уже ста­ционарной солнечной батареи, из ФЭП (фото электрических пре­образователей) на эпоксидной смоле. Для создания были приобре­тены (Андрей Шалыгин, http://mobipower. ru) сами ФЭПы на заводе — изготовителе: ОАО «ПХМЗ» (Подольский химико-металлургический завод) в количестве 50 шт. (1 упаковка) за 4000 руб.

Толщина ФЭПа — 0,2 мм, они очень хрупкие, поэтому при пайке необходимо соблюдать температурный режим (380 °С). Иначе ФЭП лопается.

Оптимальным оказался вариант использования для пайки готовой облуженной медной шинки, используемой по такому же назначению (спайка ФЭПов) на предприятии «Телеком СТВ» г. Зеленоград.

48 последовательно соединенных ФЭПов выдавали холостого напряжения 26 В. Ток, который шел в нагрузку — зарядку 10 последо­вательно соединенных свинцовых банок по 1,2 В емкостью 2000 А-ч (используются в железнодорожных локомотивах, каждая весит около 10 кг) составлял выше 5 А (!). При этом напряжение проседало до 14 В. Зарядка проводилась напрямую по довольно-таки большому сечению провода практически без потерь, только один диод. Этот показатель был достигнут при облачном небе, т. е. далеко не предел.

image249Примечание.

Автор отмечает, что ток короткого замыкания он даже не изме­рял, так как переживал, что перегорят соединяющие ФЭПы шинки (при замере протекающего тока между контактами проскакивали даже не искры, а маленькие электрические дуги, как при сварке).

Конструкция из трех сборок ФЭП удобна тем, что позволяет выполнять параллельное и последовательно-параллельное соедине­ние (уменьшение напряжения, увеличение силы тока).

Методика сборки. На каждом из трех толстых (7 мм) закаленных стеклах (их было невозможно порезать — они лопалась), по периметру. герметиком создавалась ванночка. Туда выливалась подогретая (для лучшей текучести) эпоксидная смола. После чего в нее помещались уже полностью, последовательно спаянные ФЭПы с выведенными контактами (автомобильные электрические клеммы).

В горизонтальном положении, очень аккуратно, чтобы не поло­пались ФЭПы, практически из-под каждого из них, выдавливались
оставшиеся пузыри воздуха. Сверху все заливалось остатками эпок­сидки для защиты от внешних атмосферных воздействий.

И

Примечание.

Это очень важно, как заявляют производители ФЭПов, для их долго­срочной эксплуатации.

Получились три абсолютно герметичные спайки солнечных бата­рей. Следующей задачей было изобрести конструкцию, которая бы:

♦ довольно жестко фиксировала эти три тяжелых стекла в одной плоскости;

♦ была поворотной в двух плоскостях (для ориентации по Солнцу);

♦ имела бы массу для транспортировки на внедорожнике.

В итоге конструкция в сборе со стеклами получилась тяжелая — одному не поднять. Устанавливали ее уже вдвоем (рис. 3.8). Она вра­щается вокруг своей вертикальной оси (вбитой в землю металличе­ской трубы) на 360 градусов.

В горизонтальной плоскости доступно вращение на 300 градусов, то есть все возможные положения светила (на горизонте, в зените) ей захватываются. Стекло закреплялось по углам подогнутыми концами Т-образного профиля. Металл был окрашен железным суриком.

Остался непонятным полученный результат. Заявленная производите­лем максимальная мощность 1,46—

1,78 Вт занижена как минимум в 2 раза. 0,56 В х 5 А = 2,8 Вт. Правдиво указано, что ток короткого замыка­ния: «не менее 3,44 А».

image251Вывод.

Рис. 3.8. Внешний вид установленной
солнечной батареи

Подпись:КПД пластин не 10—12%, а выше. Но с более высоким КПД ФЭПы стоят намного дороже и идут они на экспорт. Другое объяснение: в горах, где исполь­зовалась батарея, чище воздух, ближе солнце, другие условия.

Подробности создания и опыт эксплуатации и модернизации см. на http://mobipower. ru/modules. php? name=News&ffle=article&sid=329.