Ветрогирлянды — альтернатива лопастям большого диаметра

Гиганты или карлики

Компоновка роторов в подвешиваемую гирлянду при использова­нии современных легких, достаточно прочных и недорогих материа­лов выглядит вполне оправданной. Гирлянды-спирали весьма техно­логичны в изготовлении, и могут найти самое разнообразное приме­нение, от уличной рекламы до приливных ГЭС. Некоторые варианты ветродвигателей можно легко построить своими руками, причем при минимальных расходах (http://rosinmn. ru/vetro/girland/girland. htm).

Не исключено, что со временем ветропарки гирлянд в зонах отчужде­ния ТЭЦ станут обычным делом, — в странах, необремененных изоби­лием недр, и не загипнотизированных их мнимой неисчерпаемостью.

Важность развития энергетики на возобновляемых источниках энергии не подлежит сомнению. Ветроэнергетика, — одна из ста­рейших отраслей этого направления, — сталкивается с известными технологическими трудностями. Энергия ветра рассеяна в большом пространственном объеме, собирать ее одним могучим ветроколесом накладно: требования к прочности растут вместе с сопротивлением среды пропорционально квадрату скорости, а стоимость — уже кубу, если верить авиастроителям. Длина крыла современного ветрогенера — тора может достигать 30—40 и даже 60 м.

Ничего удивительного, что киловатт установленной мощности ВЭС обходится в копеечку. Выходит, за высокую мощность ветродви­гателя, — вожделенный куб скорости ветра, — приходится платить «один к одному».

image056Примечание.

Поэтому имеет прямой смысл заняться миниатюризацией: сумма кубов растет гораздо медленнее, чем куб суммы. Заменяя одного великана на много карликов можно значительно понизить требо­вания к прочности отдельной укороченной лопасти.

К сожалению, параллельно с естественным удешевлением малога­баритных ветродвигателей возникает проблема эффективного сум­мирования мощностей. Компактные электрогенераторы — не самые дешевые устройства.

Самое элементарное суммирование достигается закреплением роторов на одном и том же валу.

image058Примечание.

т-

Подпись:Лучше всего такая схема подходит для т. н. ортогональных ветрод­вигателей, — с поперечной потоку осью вращения. Обычные ветро — колеса объединять подобным образом, как правило, неэффективно: желательно, чтобы между пропеллерами было расстоя­ние порядка 10—12 диаметров для восста­новления силы и стабильности потока (интересное решение предложено на сайте http://www. selsam. com).

А

Подпись:

ш/ш//

Подпись: ш/ш//

V777/

Рис. 7.79. Гирлянда
ортогональных роторов,
закрепленных
на тросе-приводе

Подпись: V777/ Рис. 7.79. Гирлянда ортогональных роторов, закрепленных на тросе-приводе Чрезвычайно удачной в плане конструктив­ной простоты является гирлянда ортогональ­ных роторов, закрепленных на тросе-приводе (рис. 1.19). Такое решение неплохо зарекомен­довало себя и в гидроэнергетике. Очень заман­чиво использовать подобную схему и для преоб­разования энергии ветра.

Идея ветрогирлянд занимала умы изобрета­телей и раньше. Пришло время вновь обратить на нее пристальное внимание.