Замена аккумулятора в линейке

Пролежавший одну зиму «без движения» Ni-Cd аккумулятор порта­тивной радиостанции IC-V8 перестал заряжаться. После разборки корпуса выяснилось, что 2 элемента «в обрыве», не имеют внутрен — ■него сопротивления (замер тестером UNI-T UT-21). Такова щна за беспечность хозяина и отсутствие обслуживания Ni-Cd аккумуля­торов, которое рекомендуется в каждой цнструкции к ним. Но си­туация с забывчивостью (недостатком времени) на регламентные работы широко распространена и понятна: не каждый день нам нужно пользоваться радиостанцией, и учитывая большое количес­тво подобных устройств (на Ni-Cd аккумуляторах) дома, для их постоянной готовности ежедневно только и пришлось бы делать, что их «обсуживать», периодически подзаряжая. «А жить когда?» — спросил бы в этом месте гончаровский Илья Ильич Обломов.

Рекомендую простую реанимацию Ni-Cd аккумуляторов путем за­мены неисправных элементов в линейке. Советы можно использовать и при «общении»- с другими Ni-Cd аккумуляторами.

Портативные трансиверы, комплектующиеся Ni-Cd аккумулято­рами, требуют постоянного к себе внимания. Спектр этих моделей трансиверов весьма широк: IC-F11, IC-F11S, IC-F12N, IC-F12SN, IC-F21, IC-F21BR, IC-IC-F11, IC-F11S, IC-F12N, IC-F12SN, IC-F21, IC-F21BR, IC-F21GM, IC-F21GMIC, IC-F21S, IC-F22 N/W, IC-F22 N/W Low band, IC-F22S N/W, IC-F22SR, IC-F30GS, IC-F30GT, IC-F31GS N, IC-F31GS-L, IC-F31GT N, IC-F31GT N BUS version, IC-F31GT-L, IC-F3GS, IC-F3GSN lOOch, IC-F3GT, IC-F3GTN lOOch, IC-F40G MPT, IC-F40GS, IC-F40GT, IC-F41GS N/W, IC-F41GT/ MPT, IC-F41GT N/W, IC-F41GT N/W BUS version, IC-F4GS, IC-F4GSN lOOch, IC-F4GSW low band, IC-F4GT, IC-F4GTN, IC-F4GTN lOOch, IC-F4GTW, IC-T3H, IC-V8/Sport, IC-V82, IC-U82, IC-A24, IC-A6. С одной стороны это весьма недорогие «бюджетные» модели стоимостью до 4000 рублей, но с другой стороны, они и менее надежны (чем, к примеру, профессиональный портативный трансивер Kenwood TH-F7 с Li-ion аккумулятором PB:42L, цена 12 ООО руб). Все приведенные выше недорогие трансиверы еще 3-4 года назад комплектовались Ni-Cd аккумулятором BP-209N (6 пос­ледовательно соединенных Ni-Cd элементов 1,2 В дают суммарное напряжение 7,2 В, емкость 1100 мА/ч); внешний вид аккумулятора BP-209N (рядом с трансивером IC-V8) представлен на рис. 4.23.

Недостатки (особенности) Ni-Cd аккумуляторов хорошо извест­ны. Главные — небольшое количество циклов заряда-разряда и под­верженность «эффекту памяти».

За дешевизну приходится платить сторицей.

Теперь «взрывобезопасный» аккумулятор ICOM BP-209N снят с производства. Вместо него в продаже есть аккумуляторы ICOM

Замена аккумулятора в линейке

Рис. 4.23. Внешний вид аккумулятора BP-209N (рядом с трансивером IC-V8)

BP-210N, BP-211N аналогичного форм-фактора и приближенные к оригиналу по техническим характеристикам. Однако (в Интернете их еще можно купить) стоимость BP-209N (более 1400 руб) при сравнении стоимости самого трансивера IC-V8/Sport (2800 руб) де­лает такую замену малорентабельной. Учитывая небольшое коли­чество циклов заряда-разряда (650 — см. технические характерис­тики аккумулятора) радиолюбителю проще в домашних условиях восстановить аккумулятор, заменив 2-3 элемента.

Характеристики оригинального аккумулятора ICOM BP-209N

Химический тип: Ni-Cd/никель-кадмий Напряжение питания, В: 7,2 Емкость, м/Ач: 1100 Вес, г: 177

Размер, мм: 55x122x22

Количество рабочих циклов: 650

Время работы, ч (рабочий цикл 90/5/5): 8

Диапазон рабочих температур, °С: -30/+60 Подверженность возникновению эффекта памяти: высокая Необходимость технического обслуживания (заряда-разряда): 1 раз в 2-3 месяца

Практика замены элементов

Сначала разбираем корпус BP-209N с помощью отвертки (само­резов там нет, верхняя и нижняя пластмассовые половинки корпуса фиксируются друг к другу выступающими частями) и достаем всю линейку из последовательно соединенных пальчиковых аккумуля­торов (вид на рис. 4.24).

Рис. 4 24. Вид на открытый корпус BP-209N

С помощью тестера проверяем напряжение и ток на каждом эле­менте. Как правило, неисправный элемент выявляется отсутствием и того и другого, либо заниженными параметрами относительно других элементов. Подтвердить предположение может и замер внут­реннего сопротивления элемента. После того, как неисправность найдена, следует «лечение».

Для отсоединения перемычек от элементов (холодной сваркой) применяем паяльник и нагреваем зону контакта перемычки. Вместо неисправных элементов устанавливаем новые с аналогичными пара­метрами 1,2 В, 1100 (допустимо 1200) мА/ч (я применил Varta).

Так как холодной сварки в условиях домашней лаборатории, как правило, нет, перемычки припаиваем паяльником к новым элемен­там с применением кислоты. Закрываем элементы в штатный кор­пус и следуем дальнейшим рекомендациям по зарядке (ниже).

Стоимость 2-х новых элементов не превысила 100 руб.

Замена аккумулятора в линейке

Как «обмануть» эффект памяти

Еще один «интересный» параметр, свойственный большинству Ni-Cd аккумуляторов — возникновение эффекта памяти. Перед ак­тивным использованием аккумулятора BP-209N необходимо триж­ды провести цикл заряда-разряда.

Если заряжаете аккумулятор подсоединенный к радиостанции, обязательно выключите ее на время зарядки, ибо трансивер в ре­жиме приема потребляет ток. Если используется быстрое зарядное устройство, которое заряжает аккумулятор от 1 до 3 часов, то и пос­ле этого времени не вынимайте аккумулятор из зарядного устройс­тва еще 10-12 ч. Разрядив аккумулятор после зарядки, полностью повторите цикл заряда-разряда аккумулятора еще дважды.

Не стоит оставлять Ni-Cd аккумуляторы в быстрых зарядных ус­тройствах более чем на 24 ч.

Под воздействием тока саморазряда аккумулятор за сутки может терять до 15% емкости, что воспринимается быстрым зарядным ус­тройством, как команда на запуск нового цикла зарядки. Поэтому у аккумулятора может развиваться «эффект памяти», который сокра­щает рабочую емкость элементов питания и приводит к снижению эксплуатационных характеристик и аккумулятора, и трансивера.

Для поддержания длительной работоспособности аккумуляторов BP-209N (и аналогичных) находящихся на хранении, необходимо раз в 2-3 месяца производить цикл разряда и заряда, после чего, разрядив их до 40-50% емкости вернуть на хранение.

Возможно, сочетание в линейке новых и б/у элементов сдела­ет обновленный BP-209N не вполне соответствующим параметрам первозданного, однако в рассмотренной ситуации, когда трансивер используется не часто (время от времени) затрачивать деньги на покупку нового, но столь же недолговечного Ni-Cd аккумулятора, на мой взгляд, нет смысла.

Зато рассмотренный малозатратный метод восстановления спо­собен решить проблему.