Как выбрать гостиницу для кошек
14 декабря, 2021
Пролежавший одну зиму «без движения» Ni-Cd аккумулятор портативной радиостанции IC-V8 перестал заряжаться. После разборки корпуса выяснилось, что 2 элемента «в обрыве», не имеют внутрен — ■него сопротивления (замер тестером UNI-T UT-21). Такова щна за беспечность хозяина и отсутствие обслуживания Ni-Cd аккумуляторов, которое рекомендуется в каждой цнструкции к ним. Но ситуация с забывчивостью (недостатком времени) на регламентные работы широко распространена и понятна: не каждый день нам нужно пользоваться радиостанцией, и учитывая большое количество подобных устройств (на Ni-Cd аккумуляторах) дома, для их постоянной готовности ежедневно только и пришлось бы делать, что их «обсуживать», периодически подзаряжая. «А жить когда?» — спросил бы в этом месте гончаровский Илья Ильич Обломов.
Рекомендую простую реанимацию Ni-Cd аккумуляторов путем замены неисправных элементов в линейке. Советы можно использовать и при «общении»- с другими Ni-Cd аккумуляторами.
Портативные трансиверы, комплектующиеся Ni-Cd аккумуляторами, требуют постоянного к себе внимания. Спектр этих моделей трансиверов весьма широк: IC-F11, IC-F11S, IC-F12N, IC-F12SN, IC-F21, IC-F21BR, IC-IC-F11, IC-F11S, IC-F12N, IC-F12SN, IC-F21, IC-F21BR, IC-F21GM, IC-F21GMIC, IC-F21S, IC-F22 N/W, IC-F22 N/W Low band, IC-F22S N/W, IC-F22SR, IC-F30GS, IC-F30GT, IC-F31GS N, IC-F31GS-L, IC-F31GT N, IC-F31GT N BUS version, IC-F31GT-L, IC-F3GS, IC-F3GSN lOOch, IC-F3GT, IC-F3GTN lOOch, IC-F40G MPT, IC-F40GS, IC-F40GT, IC-F41GS N/W, IC-F41GT/ MPT, IC-F41GT N/W, IC-F41GT N/W BUS version, IC-F4GS, IC-F4GSN lOOch, IC-F4GSW low band, IC-F4GT, IC-F4GTN, IC-F4GTN lOOch, IC-F4GTW, IC-T3H, IC-V8/Sport, IC-V82, IC-U82, IC-A24, IC-A6. С одной стороны это весьма недорогие «бюджетные» модели стоимостью до 4000 рублей, но с другой стороны, они и менее надежны (чем, к примеру, профессиональный портативный трансивер Kenwood TH-F7 с Li-ion аккумулятором PB:42L, цена 12 ООО руб). Все приведенные выше недорогие трансиверы еще 3-4 года назад комплектовались Ni-Cd аккумулятором BP-209N (6 последовательно соединенных Ni-Cd элементов 1,2 В дают суммарное напряжение 7,2 В, емкость 1100 мА/ч); внешний вид аккумулятора BP-209N (рядом с трансивером IC-V8) представлен на рис. 4.23.
Недостатки (особенности) Ni-Cd аккумуляторов хорошо известны. Главные — небольшое количество циклов заряда-разряда и подверженность «эффекту памяти».
За дешевизну приходится платить сторицей.
Теперь «взрывобезопасный» аккумулятор ICOM BP-209N снят с производства. Вместо него в продаже есть аккумуляторы ICOM
Рис. 4.23. Внешний вид аккумулятора BP-209N (рядом с трансивером IC-V8) |
BP-210N, BP-211N аналогичного форм-фактора и приближенные к оригиналу по техническим характеристикам. Однако (в Интернете их еще можно купить) стоимость BP-209N (более 1400 руб) при сравнении стоимости самого трансивера IC-V8/Sport (2800 руб) делает такую замену малорентабельной. Учитывая небольшое количество циклов заряда-разряда (650 — см. технические характеристики аккумулятора) радиолюбителю проще в домашних условиях восстановить аккумулятор, заменив 2-3 элемента.
Характеристики оригинального аккумулятора ICOM BP-209N
Химический тип: Ni-Cd/никель-кадмий Напряжение питания, В: 7,2 Емкость, м/Ач: 1100 Вес, г: 177
Размер, мм: 55x122x22
Количество рабочих циклов: 650
Время работы, ч (рабочий цикл 90/5/5): 8
Диапазон рабочих температур, °С: -30/+60 Подверженность возникновению эффекта памяти: высокая Необходимость технического обслуживания (заряда-разряда): 1 раз в 2-3 месяца
Практика замены элементов
Сначала разбираем корпус BP-209N с помощью отвертки (саморезов там нет, верхняя и нижняя пластмассовые половинки корпуса фиксируются друг к другу выступающими частями) и достаем всю линейку из последовательно соединенных пальчиковых аккумуляторов (вид на рис. 4.24).
Рис. 4 24. Вид на открытый корпус BP-209N
С помощью тестера проверяем напряжение и ток на каждом элементе. Как правило, неисправный элемент выявляется отсутствием и того и другого, либо заниженными параметрами относительно других элементов. Подтвердить предположение может и замер внутреннего сопротивления элемента. После того, как неисправность найдена, следует «лечение».
Для отсоединения перемычек от элементов (холодной сваркой) применяем паяльник и нагреваем зону контакта перемычки. Вместо неисправных элементов устанавливаем новые с аналогичными параметрами 1,2 В, 1100 (допустимо 1200) мА/ч (я применил Varta).
Так как холодной сварки в условиях домашней лаборатории, как правило, нет, перемычки припаиваем паяльником к новым элементам с применением кислоты. Закрываем элементы в штатный корпус и следуем дальнейшим рекомендациям по зарядке (ниже).
Стоимость 2-х новых элементов не превысила 100 руб.
Как «обмануть» эффект памяти
Еще один «интересный» параметр, свойственный большинству Ni-Cd аккумуляторов — возникновение эффекта памяти. Перед активным использованием аккумулятора BP-209N необходимо трижды провести цикл заряда-разряда.
Если заряжаете аккумулятор подсоединенный к радиостанции, обязательно выключите ее на время зарядки, ибо трансивер в режиме приема потребляет ток. Если используется быстрое зарядное устройство, которое заряжает аккумулятор от 1 до 3 часов, то и после этого времени не вынимайте аккумулятор из зарядного устройства еще 10-12 ч. Разрядив аккумулятор после зарядки, полностью повторите цикл заряда-разряда аккумулятора еще дважды.
Не стоит оставлять Ni-Cd аккумуляторы в быстрых зарядных устройствах более чем на 24 ч.
Под воздействием тока саморазряда аккумулятор за сутки может терять до 15% емкости, что воспринимается быстрым зарядным устройством, как команда на запуск нового цикла зарядки. Поэтому у аккумулятора может развиваться «эффект памяти», который сокращает рабочую емкость элементов питания и приводит к снижению эксплуатационных характеристик и аккумулятора, и трансивера.
Для поддержания длительной работоспособности аккумуляторов BP-209N (и аналогичных) находящихся на хранении, необходимо раз в 2-3 месяца производить цикл разряда и заряда, после чего, разрядив их до 40-50% емкости вернуть на хранение.
Возможно, сочетание в линейке новых и б/у элементов сделает обновленный BP-209N не вполне соответствующим параметрам первозданного, однако в рассмотренной ситуации, когда трансивер используется не часто (время от времени) затрачивать деньги на покупку нового, но столь же недолговечного Ni-Cd аккумулятора, на мой взгляд, нет смысла.
Зато рассмотренный малозатратный метод восстановления способен решить проблему.