Наша родина на пороге кризиса газоснабжения — Газпром, РАО ЕЭС, недостаток газа, тарифы на газ, тарифы на электричество

Пессимистичные прогнозы бывшего главы РАО «ЕЭС» Анатолия Чубайса о скором пришествии недостатка газа в стране имеют под собой все основания. Наблюдающиеся сейчас тенденции в отрасли свидетельствуют о том, что значимого падения добычи газа не получится избежать, и начнется оно уже в 2010 г.

Кризисные 1990-е гг. газовый сектор, в отличие от других сфер русской энергетики, прошел относительно благополучно. Благодаря отличному состоянию главных фондов, ранешней стадии эксплуатации пущенных в 1980-е гг. больших месторождений газа сурового падения производства в тот период удалось избежать.

Но уже к началу сегодняшнего десятилетия ситуация сменилась на прямо обратную. Три стареющих месторождения-гиганта, Уренгойское, Ямбургское и Медвежье, дававших стране выше 70% газа, вступили в позднюю стадию разработки, а создание начало падать.

На 2-ух огромнейших месторождениях, Уренгойском и Ямбургском, темпы этого падения приняли угрожающий масштаб. Сокращение добычи на их по сопоставлению с 2000 г. к середине десятилетия превысило 120 миллиардов куб.м, и, по оценкам, составит 160 миллиардов к 2010 г. и 200 миллиардов к 2015 г.

В целом же, по данным «Газпрома», добыча газа на всех месторождениях, введенных еще в русский период, будет падать со скоростью около 20 миллиардов куб.м в год. Таким макаром, только за одно десятилетие Наша родина лишается практически 1/3 годичный добычи газа.

До ближайшего времени восполнить нарастающий производственный кризис в целом удавалось за счет запуска новых проектов по добыче.

А именно, в 2001 г. было введено в разработку Заполярное месторождение, единственный газовый «гигант», освоенный в постсоветское время. После его выхода на проектную мощность страна получила дополнительные 100 миллиардов куб.м в год, что позволило на пару лет отсрочить падение общероссийской добычи и обеспечить маленький рост.

Последним относительно большим проектом стало Южно-Русское месторождение, введенное в декабре 2007 г. С учетом проектного объема добычи на нем в размере 25 миллиардов куб.м оно позволит только восполнить сокращение русского производства газа в течение 1-го с маленьким года.

В 2007 г. в первый раз с 2001 г. началось маленькое понижение добычи. В 2007 г. она составила 653,11 куб.м, что на 0,5% меньше, чем год назад.

В сегодняшних критериях только для поддержания добычи на текущем уровне, нужно вводить каждый год большое месторождение, соизмеримое с Южно-Русским, либо же циклопическое, схожее Заполярному, раз в 5 лет. Но даже этого было бы недостаточно для преодоления недостатка газа с учетом возрастающего внутреннего рынка и экспортных обязанностей.

Неувязка заключается в том, что таких месторождений, которые могли быть подготовлены к началу полномасштабной добычи, в Рф не осталось.

Непременно, страна остается беспрекословным фаворитом по объему доказанных припасов газа, владея 44,65 трлн куб.м, что составляет 1/4 глобальных припасов. Обеспеченность припасами также высока и равна 73,5 годам.

Но легкоразрабатываемые, высокорентабельные припасы подошли к концу. Введенные в последние годы месторождения были последними большими источниками газа, расположенными в границах действующего региона добычи и отличающимися низкими издержками в процессе использования.

Новые месторождения, нуждающиеся в освоении, находятся на «оторванном» от инфраструктуры Ямальском полуострове, шельфе северных морей и Сахалина, в Восточной Сибири. Как с технологической, так и денежной точки зрения вовлечение этих припасов в разработку фактически не имеет глобальных аналогов. Каждое расположенное в этих районах месторождение востребует более 10 лет с момента начала освоения до выхода на проектный уровень добычи.

Если б эти месторождения начали разрабатываться сначала 2000-х гг. и могли быть пущены в текущее время, то заморочек с поддержанием производства газа удалось бы избежать.

Сейчас же «последний» срок начала их освоения уже упущен. Даже при условии начала больших вложений в их разработку в ближнем будущем, добыча достигнет проектного объема в наилучшем случае к 2020 г. В этих критериях кризис газоснабжения растянется на десятилетие.

В то же время существует риск того, что в наиблежайшие годы эти месторождения осваиваться не начнут, и кризис в отрасли растянется на больший период. Об этом в наших последующих публикациях.