Недостаток русского газа — миф либо действительность? Газовый кризис не за горами

Недостаток предложения на газовом рынке еще пару лет вспять мог стать реальностью, если б не покрывался закупками недостающих объемов в Средней Азии. Для того чтоб отсрочить пришествие недостатка, нужно существенно нарастить поставки. Неувязка заключается в том, что Рф, напротив, придется готовиться к их сокращению.

Сначало основным предназначением импорта среднеазиатского газа для «Газпрома» было получение маржи от его перепродажи странам СНГ и в Европу. С течением времени эти поставки стали употребляться и для насыщения внутреннего рынка. За 6 лет, с 2002 г. по 2008 г., их толика в газовом балансе «Газпрома» возросла в два раза, с 4% до 8%. По итогам 2007 г. «Газпром» получил 60,7 миллиардов куб.м из республик Средней Азии, в том числе 42,6 миллиардов из Туркмении, 9,6 миллиардов – из Узбекистана, 8,5 миллиардов – из Казахстана.

Для того, чтоб устранить нарастающий разрыв меж спросом и предложением, исключительно в короткосрочной перспективе будет нужно повышение импорта до 80-100 миллиардов куб.м/год. Но достижение таких объемов маловероятно по нескольким причинам.

1-ая состоит в ограниченном потенциале газодобычи в Туркмении – главном источнике поставок в Средней Азии. Прирост припасов отстает от добычи, не считая того, до сего времени остаются вопросы, сколько газа в стране, так как не все припасы были доказаны в процессе аудита западными компаниями.

Самую большую опасность для русского газового баланса представляет переориентация значимой части поставок из Средней Азии на другие экспортные рынки, которая разрушит сегодняшнюю монополию Рф на транзит газа из региона.

Среднеазиатским поставщикам газа эта монополия нерентабельна, так как плохо сказывается на их политическом суверенитете и доходах от экспорта. В связи с этим Туркмения, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан придерживаются принципа диверсификации рынков сбыта и маршрутов транспортировки газа. Существование нескольких других маршрутов, по их воззрению, усилит конкурентнсть потребителей, сделав их более покладистыми в вопросах установления цен на газ и роли в разработке месторождений.

В число таких маршрутов заходит строящийся газопровод из Туркмении в Китай мощностью 40 миллиардов куб.м/год, расширение работающего с 1997 г. газопровода в Иран, обсуждающийся в текущее время Транскаспийский газопровод.

Использовать сразу несколько маршрутов хочет и Азербайджан. К первому из их относится уже действующий газопровод, идущий через Грузию и Турцию в Грецию и Италию, а вторым должен стать газопровод Nabucco в Болгарию, Румынию, Венгрию и Австрию. В реализации последнего заинтересованы США, добивающиеся ограничения русского контроля над транзитом среднеазиатского газа, также европейские страны, заинтригованные в понижении толики «Газпрома» в структуре импорта.

Наша родина стремится заблокировать либо отсрочить реализацию других газопроводных проектов из государств каспийского бассейна.

Главным достижением стали прошлогодние соглашения с Туркменией и Казахстаном по реализации проекта Прикаспийского газопровода, предполагающего строительство нового трубопровода в направлении русской газотранспортной системы и реконструкцию старенького, который имеет ограниченную пропускную способность на уровне 70 миллиардов куб.м/год. Но далее подписания декларативных документов процесс не пошел.

Русское управление и «Газпром» обязаны идти на значимые уступки среднеазиатским поставщикам и в области определения цен на газ. К середине 2008 г. Наша родина приняла предложение каспийских и среднеазиатских поставщиков продавать собственный газ по ценам, привязанным к европейским, которые существенно превысят текущие закупочные цены «Газпрома».

Русская сторона рассчитывает, что у каспийских поставщиков должен снизиться энтузиазм к другим схемам поставок в Европу и Китай, так как реализации газа Рф станут намного выгоднее.

Но для среднеазиатских республик коммерческие ценности уступают стратегическим ценностям диверсификации экспорта.

Ради заслуги этой цели управление государств готово идти на значимые уступки компаниям, реализующим другие трубопроводные проекты, к примеру, в области доступа к добычным проектам, также в сфере ценовой политики. Вот поэтому, к примеру, туркменские власти соглашаются продавать газ Китаю по наименьшим ценам, чем «Газпрому».

В итоге для русских потребителей складывается достаточная страшная ситуация, грозящая сокращением среднеазиатского импорта после пуска других трубопроводных проектов.

Первым из их станет газопровод, идущий из Туркмении через Узбекистан в Китай, который будет введен в строй в 2010 г. Соответственно, уже через 2 года нужно ждать понижения поставок туркменского и в целом среднеазиатского газа.

При всем этом понижение поставок может совпасть по времени и с началом падения общероссийской добычи, о чем уже говорилось в прошлых статьях. В этой ситуации «неувязка 2010 года», связанная с началом кризиса газоснабжения, воспримет более острый нрав.