РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ РАБОТНИКОВ ОРГАНОВ ВЛАСТИ, РУКОВОДИТЕЛЕЙ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ

4.3. Общие сведения

Осуществляя управленческую деятельность в регионе или на предприятии, каждый руководитель и специалист должен понимать — почему проблемы энергосбережения и использования нетрадиционных источников энергии является актуальным.

Первой и главной причиной является высокая энергоемкость общественного производства и коммунальной сферы, вызванная низким уровнем технологического оснащения и расточительным подходом к использованию невозобновляемых энергоноситетелей. По данным отечественных и зарубежных экспертов энергоемкость ВВП Украины составляет около килограмма условного топлива на 1 доллар США с учетом паритета реальной покупательной способности (ППС), что в 2,6 раза превышает средний уровень энергоемкости ВВП стран мира. Избыточное потребление энергетических ресурсов на производство единицы продукции в отраслях экономики предопределяет соответствующий рост импорта углеводородов на Украину. Поэтому Энергетической стратегией Украины на период до 2030 года предусматривается снижение энергоемкости ВВП до 0,24 кг у. т./грн. в 2030 году за счет структурного и технологического энергосбережения.

За период с 1995 по 2005 годы снижение энергоемкости ВВП обеспечивалось в основном за счет влияния в промышленности структурного фактора, а именно, стоимость составляющей энергозатрат в себестоимости продукции уменьшалась пропорционально росту объемов производства, в результате чего динамика роста ВВП в этот период превышала динамику потребления энергоресурсов.

При этом следует отметить, что на данное время структурный фактор, как составляющая потенциала энергосбережения, исчерпан, в связи с чем для сохранения существующих темпов снижения энергоемкости ВВП (4-6% ежегодно) необходимо срочно задействовать технологический фактор потенциала

энергосбережения. Иначе, в случае невнедрения кардинальных мероприятий, отставание показателей энергоэффективности

экономики от показателей развитых стран, станет хроническим. Это, в свою очередь, значительно осложнит в коротко- и среднесрочной перспективе конкурентоспособность отечественного продукта на мировых рынках.

С целью совершенствования законодательной базы, сочетания инструментов государственного регулирования и поощрения субъектов ведения хозяйства к рациональному использованию энергоресурсов разработаны проекты Законов Украины: «Об обеспечении

эффективного использования энергетических ресурсов», «О комплексной государственной программе по

энергоэффективности», «О коммерческом учете ресурсов, передаваемых сетями», «Об использовании горючих газов как моторного топлива», а также проекты постановления Кабинета Министров Украины „О совершенствовании системы нормирования топливно-энергетических ресурсов" и «Дополнительных мероприятий к программе государственной поддержки развития нетрадиционных и возобновляемых источников энергии и малой гидротеплоэнергетики».

Значение и реальную пользу предложенных документов трудно переоценить, наведение элементарного порядка в этой сфере в пределах всей страны уже через 2-3 года даст экономию до 25% энергии.

Особое место в проведении единой государственной политики в сфере энергоэффективности и энергосбережения занимают местные органы исполнительной власти, вовлечение которых в активную деятельность даст возможность обеспечить повышение эффективности использования энергетических ресурсов в общественном производстве, жилищно-коммунальном хозяйстве и бюджетной сфере. Наиболее актуально на современном уровне развития экономики усиление работы в сфере энергоэффективности. Особое внимание следует уделить жилищно-коммунальному хозяйству Украины. Аварии, произошедшие в населенных пунктах в течение отопительных сезонов 2005 — 2006 гг. показали, что наиболее слабым звеном в технологическй цепи "котельная — теплосеть-теплопункт" являются теплосети. Фактические потери тепла в сетях достигают 40%, а в некоторых местах — до 60%, при нормативных 13 процентах.

Важная роль нетрадиционных источников энергии объясняется не только проблемами энергообеспечения и сокращением спроса на природные энергоносители, но и необходимостью сохранения первозданного природного потенциала региона. Следует принимать во внимание подписание Украиной Киотского протокола, что заставляет ее ограничивать использование углеводородного сырья. Необходимо заранее обеспечить ему альтернативную замену.

Крым импортирует большую часть энергетических ресурсов с материковой части Украины, хотя располагает достаточно высоким потенциалом возобновляемых источников энергии. Суммарный ветроэнергетический потенциал полуострова достигает 10-15 млрд. кВт. час в год. Доступной технологией для широкого

использования низкопотенциальной теплоты для целей теплоснабжения зданий и сооружений в жилищно-коммунальном секторе экономики Крыма является применение теплонасосных установок. Их применение в системах отопления, горячего водоснабжения и кондиционирования воздуха отдельных зданий и сооружений при коэффициенте преобразования от трех и выше, обеспечивает экономию топлива у потребителя до 60-80% по сравнению со сжиганием его в отопительных квартальных котельных.

Еще большим потенциалом обладает солнечная энергия. Внедрение систем солнечного теплоснабжения и установок для приготовления горячей воды в летний период обеспечит экономию до 30% годовой потребности топлива и значительно снизит выбросы вредных веществ в атмосферу, особенно в курортно-оздоровительных зонах Крыма.

Солнечная энергия уверенно завоевывает устойчивые позиции в мировой энергетике. Привлекательность солнечной энергетики обусловлена рядом обстоятельств. Солнечная энергия доступна в любой точке нашей планеты и поэтому привлекательна для всех стран, отвечая их интересам в плане энергетической независимости. Это неисчерпаемый источник энергии, который будет доступен и через миллионы лет.

Исходя из того, что в Крыму мощность солнечного излучения достигает 1,5 кВт. час на м2, можно прогнозировать потенциал годового использования солнечной энергии в Крыму не менее 75 тыс. т. у.т. уже в ближайшие годы. Для развития солнечной энергетики требуется принятие ряда нормативно-правовых актов на уровне Кабинета Министров Украины, определяющих механизм
экономического стимулирования, а также введение в нормативы по промышленному, коммунальному и курортному строительству условий обязательного использования технологий использования возобновляемой энергии на стадии проектных разработок.

В каких отраслях есть наибольшие перспективы использования солнечной энергии?

Безусловно, на первом месте стоит жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), которое сегодня является одной из самых энергоемких отраслей в народном хозяйстве Крыма и занимает третье место по объемам использования энергоресурсов в регионе. Прогнозы показывают, что только за счет реализации программы социального развития в Крыму в ближайшие 15 лет возможен рост жилищного строительства на 15-20 %, что приведет к значительному увеличению потребности в органическом топливе на нужды теплоснабжения зданий.

Подпись: централизованного секторе практически и эффективностьюКонкурентоспособность систем

теплоснабжения в жилищно-коммунальном полностью определяется надежностью эксплуатируемых и вновь строящихся систем транспортирования тепловой энергии. Физический износ основного теплотехнического оборудования существующих котельных постоянно увеличивается и требует проведения капитального ремонта. В критическом состоянии находятся многие трубопроводы тепловых сетей. Планы капитальных ремонтов по замене изношенных теплопроводов не выполняются из-за отсутствия достаточных средств, что снижает общую надежность систем городского централизованного теплоснабжения. Рассчитывать на существенное улучшение ситуации в ближайшие годы вряд ли возможно.

Второй отраслью, где применение солнечной энергии весьма перспективно, является курортно-рекреационная сфера. Крым, являясь самым южным и теплым регионом Украины, занимает одно из основных мест среди рекреационных зон страны.

Рекреационная отрасль в Крыму претерпевает значительные изменения, связанные с повышением качества обслуживания и расширением сферы услуг в уже имеющихся пансионатах, домах отдыха, санаториях, а также с появлением новых объектов.

Развитие альтернативной энергетики в курортных районах позволит не только сгладить пик потребления энергии на протяжении
рекреационного сезона, но и значительно снизить производственную мощность котельных, работающих на традиционном топливе, а значит, значительно снизить химическое и тепловое загрязнение окружающей среды.

Третьим направлением эффективного использования солнечной энергии является бюджетная сфера, особенно детские дошкольные учреждения. Во многих из них проблема горячего водоснабжения решается примитивными энергоемкими средствами.

Активизировать работы по использованию солнечной энергии в реальном секторе экономики региона можно путем объединения усилий органов исполнительной власти, науки, производства и малого бизнеса через создание различных объединений (ассоциаций, консорциумов). Основанием для такой деятельности является Государственная программа социально-экономического развития Автономной Республики Крым до 2017 года, утвержденная Кабинетом Министров Украины в 2007 году. Она предусматривает строительство в регионе десяти тысяч гелиоустановок для нагрева воды в течение 3-4 лет. Решить эту задачу можно путем привлечения научно-технического и производственного потенциала Крыма, финансовых ресурсов населения и предприятий Крыма, при поддержке местных органов власти.