Что препятствовало распространению этого знания?

Тому есть несколько причин. Главная заключается в том, что с точки зрения экономики только сейчас эта идея стала осуществима.

Мысль о том, что водород можно использовать в качестве энергоносителя, появилась в 70-х годах, но до недавнего вре­мени не было оптимизма относительно стоимости превраще­ния солнечного света в электричество, необходимое для элек­тролиза воды. Только после 1989 г. стало известно, что веще­ство, из которого изготовляются фотогальванические элемен­ты — аморфный кремний — может быть получен достаточно дешевым способом, чтобы цена окончательного продукта, чис­того водорода, была меньшей, чем бензина (учитывая, во что обходіітся загрявненне).

Другая причина того, что попытки исследования процес­сов, описанных в этой книге, были ограничены, заключалась в общем мнении, что водород опасен, что это совсем нс то, чем хотелось бы заправить свою машину или иметь в своем

image48

доме. Образы «Гинденбурга» и водородной бомбы пугали всех, хотя последняя не имеет никакого отношения к тому, что мы предлагаем.

Но кроме того, есть еще одна причина, не такая явная, как предыдущие, но гоже весьма серьезная — инерция мышления. Большинство на самом деле не любит перемен к новому. Заправочные станции — они уже здесь, и на них продается топливо, и ведь ото так просто — продолжать идти тем же путем, платить деньги и уезжать, точно так же. как мы делали

image49

десятилетиями. Люди думают, что ущерб, причиняемый тради­ционными топливами, и ответственность за восстановление окружающей среды, касается кого-нибудь другого, так что не стоит забивать себе голову всем этим.

Последнее же п самое худшее — естественная реакция производителей сегодняшних топлив. Они не намеренно при­чиняли нам вред своей продукцией. Тем не менее, их трудно заставить признать, что парниковый эффект существует, и если кто-нибудь указывает им на то, что они способствуют появлению кислотных дождей, разрушающих здания, губящих леса, вызывающих рак, они делают вид, что их это совсем не касается. Ведь для них самое главное — получать прибыль от продажи топлив, созданных не ими, а природой.

Мы думаем, что когда люди поймут, насколько серьезны экологические проблемы, оші начнут настойчиво требовать пе­рехода на новые источники энергии и чистые топлива. Эта перемена не будет встречена руководством Большой Нефтяной Компании с энтузиазмом, но все же мы предполагаем, что наш мир управляется не ею, а волей людей и для пользы людей.