Легче воздуха

Исключая космические полеты (где водород уже исполь­зуется как топливо), водород впервые будет коммерчески использован в самолетах, в частности в гиперзвуковых лай­нерах, которые буду’!’ летать в несколько раз быстрее скоро­сти звука и пересекать океаны за пару часов. Конечно, вне зависимости от того, какие меры безопасности будут приня­ты, непредвиденные происшествия все равно будут случать­ся как на земле, так и в воздухе.

Рассмотрим наземный инцидент. В 1977 г., через 40 лет после катастрофы «Гинденбурга», произошло крупнейшее бедст­вие в истории авиации. Это случилось в Санта Круз де Тенери­фе на Канарских островах, когда громадный лайнер Боинг-747 авиакомпании KLM столкнулся на взлетно-посадочной полосе с таким же самолетом, принадлежащим Пан Американ. Оба само­лета взорвались, их реактивное топливо мгновенно загорелось, погибло 583 человека по большей части от страшной жары и удушливого дыма. Если бы эти самолеты были заполнены водо­родом, жертв было бы значительно меньше. Не было бы ника­ких проблем с дыханием, поскольку водород при горении не производит токсичных веществ, и большинство пассажиров, за исключением тех, кто попал в пламя, можно было бы спасти.

Давайте рассмотрим ситуацию, когда несчастный случай происходит во время самой опасной части полета — при взлете. Сегодня, если авария произойдет сразу после взлета, самолету придется либо кружить несколько часов над аэро­дромом, чтобы опустошить свои топливные баки, либо вы­лить топливо перед посадкой. Это необходимо сделать, пото­му что шасси могут не выдержать веса самолета с горючим (оно составляет до 60 % взлетного веса самолета) и сломать­ся при контакте с землей. Но если самолет будет заполнен водородом, его вес составит только 20 % полного веса маши­ны, поэтому при обнаружении неисправности сразу после взлета, пшют сможет немедленно посадить лайнер, избежав в дальнейшем возможных осложнений. При сбрасывании водо­родного топлива оно просто испарится, не причинив никакого вреда, в противоположность реактивному топливу, способно­му отравить и воздух, и море, и землю.

Таким образом, самолеты на водороде будут во многом более безопасными, чем сегодняшние.