Автомобили

В прошлом персональным транспортом были ослы и лошади, но сейчас, особенно в богатых западных странах, большинство людей используют в этом качестве автомобили. На них мы ездим на работу, за покупками и на отдых, практически везде! И если мы нс переведем их на использование водородного топлива, наша единая со; ше чі ю-в о до родная система будет неполной.

У водорода есть уникальное свойство, делающее его идеаль­ным топливом для автомобилей: он горит в обедненной смеси. Бензин и другие нефтепродукты, природный газ и прочие углеводороды загораются только в обогащенной смеси, то есть, чтобы добиться хороших результатов, смесь топлива с возду­хом должна быть весьма насыщенной. Когда вы. например, останавливаете машину перед светофором или просто замед­ляете движение, потребность в мощности снижается, однако подача бензина в двигатель уменьшается не пропорционально действительно необходимой мощности. Следовательно, значи­тельная часть топлива используется впустую. Если снизить его подачу, горение может прекратиться, и двигатель заглохнет.

Однако поскольку водород горит даже в обедненной сме­си. мы вполне можем существенно уменьшить его подачу в двигатель в случае остановки у светофора или при снижении скорости, не расходуя его понапрасну. Поэтому водородные автомобильные двигатели па 60 % эффективнее, а заодно экологически чище своих бензиновых аналогов.

Уже сегодня разработаны не слишком громоздкие системы на топливных элементах, с помощью которых автомобили смогут работать еще более эффективно, чем па двигателях внутреннего сгорания как водородных, так п бензиновых. Водородные автомобили на топливных элементах могут ока­заться в два, а то и в три раза более экономичными, чем сжигающие бензин.

По всему миру создаются экспериментальные легковые ма­шины и автобусы с водородными двигателями внутреннего сго­рания. работающие па топливных элементах. Специалисты Май­амского университета Адт и Свен впервые переделали автомо­биль под водород еще в 1972 г. Городской автобус, работающий на водороде, начал ходить в 1975 г. в Риверсайде, штат Кали­форния. с целью изучения пригодности водорода для решения проблемы смога в Лос-Анджслссс. В Берлине целый парк авто­мобилей «Мерседес», разработанных компанией Даймлер-Бенц, успешно работает на водороде с 1985 г. Работы успешно прово­дятся в Канаде, США, Японии, Германии и других странах, где выпущено множество модификаций водородных автомобилей.

Единственной преградой широкому распространению та­ких машин является сегодняшняя высокая цена на водород, которая в два-три раза дороже бензина. Однако если вы учтете ущерб, причиняемый ископаемыми топливами окру­жающей среде, и более высокую эффективность водорода, ОН окажется более приемлемым, чем обычные топлива.

Как уже упоминалось ранее, водород может храниться в трех видах: как сжатый газ в емкостях высокого давления, в жидком состоянии в теплоизолированных сосудах и в гидридах — хими­ческом соединении с некоторыми металлами и сплавами. По­следний метод уникален для водорода — никакое другое топли­во не может храниться подобным образом. Гидридообразующие металлы и сплавы впитывают его, как губка волу. Другими словами они могут очень компактно хранить водород.

По всему миру продолжаются исследовательские и конст­рукторские работы с целью определить, какой способ будет ианлучшим для водородных автомобилей. Существуют демон­страционные проекты для каждого из упомянутых способов. Например майамский автомобиль использовал сжатый газ, рпверсандскпй автобус хранил топливо в гидриде, а некото­рые немецкие прототипы применяли сжиженный водород.