Аэропланы, аэрокосмические самолеты и дирижабли

Из-за своего малого веса и высокой теплоты сгорания водород является идеальным топливом и для самолетов, как обычных, так и аэрокосмических, которые смогут летать и в атмосфере, и за ее пределами. 15 апреля 1988 г. недалеко от Москвы был осуществлен первый полет пассажирского самолета Ту-155 с водородным двигателем. Он был оснащен двумя установками — один двигатель работал на водороде, а другой на обычном реактивом топливе (ископаемого проис­хождения) и нес на борту бак с жидким водородом, а также систему его контроля и подачи. Самолет взлетал и призем­лишся на обычном топливе, а водород использовался во время основного полета. Впоследствии этот самолет-лаборатория вы­полнил множество полетов на водороде и сжиженном природ­ном газе, что позволило накопить громадный опыт по разра­ботке самолетов на криогенных топливах, используемый как в России, так и в других странах, например, Германии.

Через два месяца после полета советского самолета. 17 июня 1988 г., недалеко от местечка Форт Лаудердейл во Флориде отставной пилот компании Пан Американ Билл Кон­рад осуществил полет на одномоторном водородном самоле­те. И пусть этот полет продолжался всего 36 с. по самым важным было то, что самолет приводился в движение только водородом — н во время взлета, и в полете, и при посадке, поставив, таким образом, новый рекорд.

Сначала мистер Конрад планировал вырулить по взлетно — посадочной полосе к месту старта, затем оторваться от зем­ли и облететь несколько раз вокруг аэропорта и его окрест­ностей на водородном топливе. Однако поскольку водород значительно легче обычного горючего, самолет во время вы­руливания на взлет внезапно оторвался от земли. Пилот мгно­венно убавил газ. вернул машину обратно на землю п продол­

жил движение к точке старта, намереваясь продолжить по­лет. Но представители Управления гражданской авиации и другие официальные наблюдатели заявили, что рекорд уже состоялся и нет необходимости еще раз взлетать.

Ввиду важности космоса, как передового рубежа, в 1987 г. президент Рональд Рейган дал указание НАСА и американ­ским Военно-воздушным силам начать разработку аэрокосми­ческого самолета, способного развивать скорости от пяти до двадцати пяти скоростей звука. Ожидается, что его пассажир­ская версия, прозванная Восточным Экспрессом, сможет пе­релетать из Нью-Йорка в Токио или из Лос-Анджелеса в Сидней за 2 ч.

Космический вариант этой машины будет взлетать как обычный самолет, преодолевать силу земного притяжения, улетать за пределы атмосферы, летать в космосе, затем спо­койно спускаться вниз и приземляться на взлетно-посадочную полосу, ничем не отличаясь от обычных аэропланов. Его двигатели будут получать кислород из воздуха во время поле­та в атмосфере и использовать запасы жидкого кислорода для полета б космосе. В качестве топлива для «Национально­го Аэрокосмического Самолета» выбран, конечно, водород.

image39

Другие страны также разрабатывают свои аэрокосмические самолеты. Британский называется «Hotol». Немецкий вариант под названием «Sanger» будет состоять из двух самолетов, один из которых будет укреплен над другим. Больший (самолет — матка) будет развивать до пяти скоростей звука, а маленький, работающий на жидком водороде, будет стартовать с его «спи­ны», улетать в космос, затем возвращаться в атмосферу и са­диться на обычный аэродром. А самолет-матка, отправив аэро­космический самолет в полет, будет возвращаться обратно.

Японское правительство тоже приняло решение начать раз­работку гиперзвукового самолета, способного развивать ско­рости до пяти-семи скоростей звука. Работы планировалось вести в течение семи лет и первый полет должен был состо­яться в конце века.

Не отстают и частные аэрокосмические компании и произ­водители реактивных двигателей, у них тоже есть планы осуществления воздушных и космических полетов с помощью таких самолетов в XXI веке. Ожидается, что дозвуковые, сверхзвуковые и гиперзвуковые самолеты начнут летать на водороде в начале столетия. Исследования корпорации Лок — хид показывают, что водородные самолеты будут более эф­фективными, чем летающие на обычном реактивном топливе.

Водород — это идеальное горючее не только для самоле­тов и космических кораблей; будучи самым легким вещест­вом, он является идеальным газом для заполнения дирижаб­лей. Двигатели этих воздушных кораблей могут использовать в качестве топлива водород из баллона, используемого для подъема в воздух. Некоторые авиакомпании планируют на­чать строительство дирижаблей для дешевой перевозки круп­ных грузов через континенты и океаны. Поскольку сейчас мы уже научились безопасному обращению с водородом, поя­вилась возможность разработать и построить дирижабли, ко­торые не приведут к катастрофам, подобным известной гибе­ли «Гинденбурга».