Минэнерго пойдет другим методом

Минэнерго пойдет другим методом08 февраля 2012 г. Минэнерго разослало сотрудникам по правительству проект комплекса мер стимулирования производства электроэнергии на базе возобновляемых источников (ВИЭ). Пакет документов, описывающих последующую законотворческую деятельность Белоснежного дома до конца 2013 года, нацелен на реализацию поправок к ФЗ N35 «Об электроэнергетике», принятых в 2010 и 2011 годах. Вобщем, специалисты «Деловой Рф», организовавшие публичные слушания по инициативе Минэнерго, признают, что «бума ВИЭ» в РФ новации не вызовут. Максимум, чего стоит ждать,— снятия административных барьеров для другой энергетики.

Основная интрига в вопросе стимулирования развития ВИЭ в РФ заключалась в выборе способа поддержки сектора — через механизм ценовых надбавок или через рынок мощности. Как и предвещал «Ъ» (см. номер от 22 ноября 2011 года), Минэнерго пошло по второму пути, создав мировой прецедент: ни в ЕС, ни в США схожих мер поддержки не использовалось. Выбор ведомство разъясняет сначала мотивами понижения социальной нагрузки и вкладывательных рисков. Как говорится в объяснительной записке к разосланному документу, «механизм стимулирования на базе торговли мощностью имеет огромную социальную приемлемость для потребителей», а его реализация позволит уменьшить расходы на стимулирование развития ВИЭ за счет понижения вкладывательных рисков и роста привлекательности инвестиций в эту сферу.

Вобщем, вице-президент Русской ассоциации ветроиндустрии Анатолий Копылов считает, что выбор Минэнерго обоснован «ручным режимом управления» в энергетике в целом. «Механизм является, на самом деле, аналогом системы договоров поставляемой мощности, которые быстрее делают функцию поддержания надежности и стабильности энергетической системы, ежели ее развития»,— произнес он. По словам профессионала, эта система быстрее подходит тем ВИЭ, которые могут выдавать заданную требуемую мощность (биомасса, биогаз, геотермальные источники, малые ГЭС), в то время как типы ВИЭ с колеблющимися показателями производительности (солнечные и ветровые установки) навряд ли получат достоинства. «Для первой группы система поддержки через рынок мощности, вероятнее всего, уже не будет нужно, а для 2-ой — будет нужен квазирынок мощности»,— отметил государь Копылов. Управляющий отраслевого отделения «Деловой Рф» по ВИЭ Юрий Муравьев также считает, что предлагаемый комплекс мер не решает главной задачки — стимулирования сектора. «Идет речь быстрее о снятии барьеров при вхождении в рынок, а не о его поддержке»,— заявил он.

Так, одна из предлагаемых мер — упрощение процедуры квалификации объектов в качестве ВИЭ. Позиция Минэнерго, по словам начальника отдела модернизации и технологического развития ТЭКа департамента энергоэффективности министерства Николая Свиридова,— существенно понизить бюрократическую нагрузку — сначала на малый и средний бизнес, методом введения уведомительного порядка регистрации новых объектов. «Для нас принципиально, что если энергия в регионе будет нужна, то производитель ВИЭ сумеет попасть в схему без сложной процедуры согласования»,— отметил в беседе с «Ъ» государь Свиридов. До недавнешнего времени квалификацией объектов занималось НП «Совет рынка» — и поэтому специалисты не исключают, что схожее нововведение может вызвать его критику.

Очередное предложение касается разрешения производителям ВИЭ с мощностью от 25 МВт до 100 МВт работать в розничном секторе. По воззрению государя Копылова, это также вызовет протесты НП «Совет рынка», политика которого напротив нацелена на выведение больших энергопроизводителей из розницы. «Не считая того, тарифы на розничном рынке определяются лишь на год. Навряд ли инвестор захотит поддержать малые и средние проекты в области ВИЭ в критериях схожей неопределенности»,— считает эксперт.

При всем этом увеличение вкладывательной привлекательности малых и средних проектов в области ВИЭ объявлено Минэнерго одной из главных целей предлагаемых мер. Развитие малого бизнеса в области ВИЭ, по воззрению Минэнерго, должно также проходить и при использовании механизма розничного рынка — через обязательства сетевых организаций получать у их электроэнергию (для покрытия технических утрат) в приоритетном порядке. Но, по данным государя Свиридова, по этому вопросу Минэнерго уже получило ряд возражений от ФАС. «И на розничном рын
ке вопрос вроде бы решен законодательно, но не методически — не определены тарифы, не решены вопросы производства лишней энергии»,— гласит государь Копылов.

На этом фоне Минэнерго готово корректировать мотивированной показатель развития использования ВИЭ, отказавшись от фиксированной толики объема производства ими электроэнергии в совокупном балансе (на данный момент — 4,5% к 2020 году) в пользу показателя абсолютной суммарной установленной мощности. Дело в том, что, по данным агентства banksolar, текущий процент ВИЭ в генерации (без учета огромных ГЭС) составляет около 1% и фактически не вырастает. Объем инвестиций в ВИЭ специалисты агентства также именуют «забавным» — наименее €10 млн в год, что ставит РФ «в конце перечня всех государств мира».

Вобщем, ряд аналитиков рынка настроен более оптимистично — так, Евгений Коныгин, возглавляющий рабочую группу РСПП по энергоэффективности и возобновляемой энергетике, считает, что развитие ВИЭ в РФ будет «двигать сама жизнь» — в том числе ситуация на глобальном рынке; рост вкладывательной активности; развитие русских платформ. В итоге, по воззрению профессионала, схожая «регулирующая» роль страны, нацеленная на понижение бюрократических и административных препядствий, уже сумеет сыграть значительную роль в развитии сектора.

Источник: http://www.kommersant.ru

Комментарий профессионалов АЭнерджи:

В сложившихся в реальный момент критериях более симпатичным для инвестиций сектором ВИЭ в РФ является биоэнергетика и, а именно, создание биогаза. В этом секторе имеются способности по обеспечению компаний энергетики из ВИЭ по розничным тарифам за счет энергосервисных договоров.